«Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении?»
Целевая группа: родители учащихся 11 класса.
Время проведения: 1-я четверть учебного года.
Матусевич Я. К.,
классный руководитель
ГУО «Беловежская средняя школа» Каменецкого района»
Форма проведения: лекция
Цель: создать условия для раскрытия роли семьи в профессиональном самоопределении подростков; осуществить педагогическую поддержку родителей в виде практических предложений по установлению правильных взаимоотношений с детьми при выборе дальнейшего образовательного маршрута.
Задачи: показать родителям значение определения профессиональных склонностей и способностей детей; формировать у родителей понимание значения самостоятельного выбора будущей профессии подростками.
Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности. Выбор профессии - важный и ответственный шаг в жизни каждого молодого человека, так как часто определяет в дальнейшем весь жизненный путь человека. Поэтому очень важно предостеречь в этот момент от возможных ошибок, оказать помощь в выборе дела по душе. В результате неправильного выбора профессии подросток не может найти свое место в жизни, не может высоко подняться по карьерной лестнице, что ведет к нервным срывам и психическим расстройствам, а общество теряет талантливых журналистов, врачей, инженеров, ученых, поваров, портных.
Выбор профессии или профессиональное самоопределение – основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных его решений в жизни. Что нужно подросткам, чтобы сделать правильный, сознательный выбор? Необходимо знать самого себя, знать, что он хочет и может делать лучше всего. Нужно знать, какие профессии, относящиеся к интересующей сфере деятельности, позволят ему наилучшим образом реализовать внутренний потенциал. Нужно знать требования, которые профессия предъявляет человеку (в том числе к состоянию здоровья, физическому развитию), а также какие качества характера обеспечивают достижение профессиональных высот.
Факторы, влияющие на выбор профессии
- состояние здоровья;
- популярность профессии;
- её престиж в обществе;
- собственная склонность человека, его интерес к данному виду деятельности;
- возможность творчества;
- уровень заработной платы;
- советы окружающих;
- пример друзей, родителей;
- мода на специальность;
- просто желание иметь диплом, безразлично какой.
«Восемь углов выбора профессии»
По мнению Е.А. Климова существует 8 углов ситуации выбора профессии. Ведь старшеклассник принимает во внимание сведения не только об особенностях различных профессий, но и массу другой информации.
1) Позиция старших членов семьи. Очень часто родители предоставляют ребенку полную свободу выбора, требуя тем самым от него самостоятельности, ответственности, инициативы. Случается, что родители не согласны с выбором ребенка, предлагая пересмотреть свои планы и сделать другой выбор, считая, что он еще маленький. Правильному выбору профессии часто мешают установки родителей, которые стремятся, чтобы дети компенсировали их недостатки в будущем, в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить. Наблюдения показывают, что в большинстве случаев дети соглашаются с выбором родителей.
2) Позиция товарищей, подруг (сверстников). Дружеские отношения старшеклассников уже очень крепки и влияние их на выбор профессии не исключено, так как внимание своего профессионального будущего сверстников также возрастает. Именно позиция микрогруппы может стать решающим в профессиональном самоопределении.
3) Позиция учителей, школьных педагогов, классного руководителя. Каждый учитель, наблюдая за поведением учащегося только в учебной деятельности, все время «проникает мыслью за фасад внешних проявлений человека, ставит своего рода диагнозы относительно интересов, склонностей, помыслов, характера, способностей, подготовленности учащегося». Учитель знает множество той информации, которая неизвестна даже самому ученику.
4) Личные профессиональные планы. В поведении и жизни человека представления о ближайшем и отдаленном будущем играют очень важную роль. Профессиональный план или образ, мысленное представление, его особенности зависят от склада ума и характера, опыта человека. Он включает в себя главную цель и цели на будущее, пути и средства их достижения.
5) Способности. Способности, таланты учащегося старших классов необходимо рассматривать не только в учебе, но и ко всем другим видам общественно ценной активности. Так как именно способности включает в себя будущая профессиональная пригодность.
6) Уровень притязаний на общественное признание. Реалистичность притязаний старшеклассника – первая ступень профессиональной подготовки.
7) Информированность – важная, неискаженная информация – важный фактор выбора профессии.
8) Склонности проявляются и формируются в Деятельности. Сознательно включаясь в разные виды деятельности, человек может менять свои увлечения, а значит и направления. Для старшеклассника это важно, так как до профессиональные увлечения – путь к будущему.
Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределении старшеклассника
Влияние родителей на выбор профессии их детьми безусловно. Нет родителей, которые бы не желали детям добра. Они волнуются за будущее детей, искренне желают им счастья и хотят помочь в выборе профессии. Но родители могут ошибаться, что непременно скажется на судьбе детей. Одна из таких ошибок – переоценка способностей своих сыновей и дочерей. Родители зачастую стараются осуществить собственную мечту в своих детях, навязывая им дело, которым не пришлось заниматься самим. Некоторые родители, проявляя бурную заботу о “выгодном”, “удобном”, “беспроигрышном” устройстве своих сыновей и дочерей в их взрослой жизни, настаивают, чтобы они выбрали престижную, по их мнению профессию. И часто ошибаются, заставляя ребенка отказываться от “своего” выбора. Нельзя решать за детей, нельзя допускать, чтобы забота о детях превращалась в думанье за них.
Профессиональное становление и самоопределение подростка – это процесс многоаспектный. В нем должны соединиться и ужиться три базовых фактора: Я-хочу, Я-могу, Я-надо.
«Хочу» - это желания, интересы, склонности личности.
«Могу» - это человеческие возможности (физиологические и психологические, образовательные ресурсы личности).
«Надо» - это потребности рынка труда, обязанности человека перед обществом, людьми, семьёй и т. д.
«Я-хочу» должно быть адекватно «Я-могу» и учитывать требования социальной среды «Я-надо».
Задача родителей:
-помочь ребенку оценить его интересы и склонности, выяснить, какие профессии ему нравятся, представляет ли он, чем хотел бы заниматься каждый день;
-познакомить ребенка с требованиями, которые может предъявить выбранная им профессия, помочь ему выявить способности и умения, знания и навыки, полученные в школе, рассказать, как можно применить их к выбираемой профессии;
-узнать, будет ли востребована выбираемая профессия на рынке труда и где можно получить профессиональное образование по избранной специальности.
АНКЕТА "Моя роль в подготовке ребенка к труду и выбору профессии"
Эта анкета помогает определить степень участия родителей в подготовке детей к труду и выбору профессии.
ИНСТРУКЦИЯ. Ниже приведен ряд суждений. Анализ своего отношения к ним поможет Вам оценить свое участие в профессиональной ориентации Вашего ребенка. Внимательно прочитайте каждое из приведенных суждений.
Если Вы считаете, что оно соответствует Вашим взглядам, то ответьте "да"; если не соответствует, то "нет".
-Я часто рассказываю дома о своей профессии, успехах и трудностях на работе.
-Мы с ребенком часто обсуждаем прочитанные им книги, бываем в музеях, на выставках.
-Я не знаю, имеет ли какое-нибудь общественное поручение мой сын (дочь).
-Мой ребенок хорошо знает, где и кем я работаю.
-У меня нет свободного времени, чтобы обсуждать со своим ребенком его интересы и увлечения.
-Я никогда бы не выступил(а) с рассказом о своей профессии и работе перед классом, в котором учится мой сын (дочь).
-Я думаю, что кем бы ни стал в будущем мой ребенок, обще трудовые навыки, полученные им в школе и дома, пригодятся в жизни.
-Большую радость и мне, и моему ребенку приносит совместное выполнение трудовых обязанностей дома.
-Моя работа не настолько интересна по содержанию, чтобы я рассказывал(а) о ней своему ребенку.
-Если в школе будет организован летний лагерь труда и отдыха, мой ребенок обязательно туда поедет.
-Я стараюсь, чтобы сын (дочь) имел(а) дома постоянное поручение (мытье посуды, покупка продуктов и т.п.).
-Я не хочу советовать своему ребенку, чем заниматься в жизни, потому что он должен решить этот вопрос самостоятельно.
-Мне кажется, что заставлять сына (дочь) участвовать в работе по дому не нужно, он(а) еще успеет в жизни наработаться.
-Я знаю, какие учебные предметы больше всего нравятся моему ребенку, а какие нет.
-Я считаю, что можно наказывать трудом за проступок и поощрять деньгами за хорошо выполненное поручение.
-Я думаю, что участие в общественных делах поможет моему ребенку проявить свои способности.
Каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл. Ключ: "да" - 1, 2, 4, 7, 8, 10, 11, 14, 16; "нет" - 3, 5, 6, 8, 12, 13, 15. Суммируйте полученные баллы. Если сумма их находится в пределах: 12 - 16 - можно сделать вывод, что Вы стремитесь активно научить ребенка полезным трудовым умениям и навыкам, помогаете проявить свои интересы, склонности, способности, расширяете его кругозор; 8 - 11 - Вы понимаете важность семейного воспитания в подготовке школьников к труду, однако у Вас есть резервы для более активного участия в трудовом воспитании своего ребенка; 4 - 7 - этот результат говорит о том, что Вы не очень много внимания уделяете трудовому воспитанию сына (дочери) и подготовке его к будущей профессии. Следует помнить, что Вашего ребенка ждет впереди нелегкая учеба, работа, и надо сейчас научить его преодолевать трудности, заинтересовать предстоящим трудом; 0 - 3 - у Вас мало свободного времени, или Вы не уверены, что сможете в чем-то помочь своему ребенку, поэтому относитесь к воспитанию в семье не очень серьезно. Однако ребенок нуждается в Вашем участии и внимании. В будущем он может столкнуться с серьезными затруднениями в профессиональном обучении и трудовой деятельности. Поддержите своего ребенка в учебе, общественной работе, домашних делах.
Жизненный опыт подростка ограничен, его представления о профессиональной деятельности часто имеют неполный или нереалистичный характер. У ребенка могут возникать вопросы о содержании профессиональной деятельности, о месте возможной работы, об уровне зарплаты, он может смешивать понятия «профессия» и «должность». Находясь в ситуации выбора, дети часто испытывают растерянность и нуждаются в поддержке взрослых. Очень важно не отказываться от роли советчика. Родитель может выступить как эксперт и поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, где можно найти работу, какие ограничения она накладывает.
Советы для учащихся и их родителей по выбору профессии
Уважаемые папы и мамы!
- Выбор профессии — важное и ответственное дело! Выбирая профессию, нужно учитывать в первую очередь интересы ребенка, его склонности, способности, желания и только потом семейные традиции и интересы.
- Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии.
- Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии.
- Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.
- Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности.
- Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами-консультантами.
- Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.
- Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась.
- Если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить.
- Если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятия в кружках и т. д.
- Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей!
Рефлексия «Продолжи фразу».
Участникам мероприятия предлагается на выбор закончить 3 любые фразы:
- Я научился...
- Я узнал, что...
- Неожиданным для меня сегодня было…
- Я нашел подтверждение тому, что ….
- Я горжусь своими отношениями с ребенком, потому что…
- Не хочу хвастаться, но в нашей семье…
- Я обнаружил, что...
- Я был удивлен тем, что...
- Мне понравилось то, что...
- Я был разочарован тем, что...
- Самым важным для меня было...
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:
1. Считаете ли Вы актуальной тему сегодняшнего разговора? Аргументируете свою точку зрения.
2. Как Вы оцениваете психологическую поддержку ребенка в своей семье? С какими трудностями и проблемами Вы сталкиваетесь?
3. Какова, на Ваш взгляд, роль социально-педагогической и психологической службы школы в период подготовки ребенка к экзаменам? Аргументируете свою точку зрения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Как выбрать профессию: алгоритмы помощи абитуриентам и их родителям: метод.рек. / А.В.Валюк, Н.В.Колбаско. – Гродно: ГрГУ, 2016. – 31с
2. Профориентация в школе / сост. С.В.Тарасевич, Н.А.Шалима, О.А.Купревич, Е.Н.Пастушкова. – Минск: Кпасико-Принт, 2007. -128с. – (Деятельность классного руководителя).
3. Родительские университеты / Е.А. Колесниченко национальный образовательный портал
4.Как выбирать профессию/ Е.А. Климов Просвещение 1990г
раскрыть » / « свернуть