КРУГЛЫЙ СТОЛ «ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ»
(занятие «Родительского университета»
для родителей 2 «Б» класса, 4-я четверть).
Бортник Елена Владимировна
учитель начальных классов
ГУО «Беловежская средняя школа»
Цель: расширение информационно-образовательного пространства родителей по вопросам трудового воспитания детей в семье.
Задачи:
актуализировать и расширить знания родителей о значении трудового воспитания в семье;
познакомить родителей со способами воспитания ребенка в труде;
активизировать участие родителей в родительском собрании, мотивировать на использование отработанных навыков в повседневной жизни.
Целевая аудитория: родители учащихся 2-х классов.
Форма проведения: круглый стол.
Оборудование: мультимедийный проектор/интерактивная доска.
Предварительная методическая подготовка: необходимо продумать ход собрания таким образом, чтобы можно было его варьировать либо сократить в случае необходимости.
Ход мероприятия:
- Мотивационный этап.
Проблемный вопрос: «Когда начинать трудовое воспитание ребенка в семье?»
На листах подготовлены и вывешены на доске возможные варианты родительских ответов: «с самого рождения!», «с первого класса!», «сам решит!», «с пятого класса», «ещё успеет – наработается!».
Инструкция: «Уважаемые родители, ознакомьтесь, пожалуйста, с предложенными вариантами формулировок ответов, выразите свое мнение, приклеив стикер на вариант ответа на доске».
Необходимо провести анализ количества выбранных вариантов ответов на доске, но не давать комментарии по выбранным вариантам. Вернуться к анализу проблемного вопроса в конце родительского собрания, при этом учесть, что мнение родителей «до» и «после» родительского собрания может измениться. Нужно подсчитать количество стикеров на каждом листе и определить, какой вариант выбран большинством родителей. Результат необходимо прокомментировать (если высказанное родителями мнение кардинально расходится с реальностью, необходимо в корректной форме обозначить нереалистичность этой позиции).
Вступительное слово классного руководителя.
Известно, что трудовое воспитание – это важнейшая предпосылка всестороннего гармонического развития личности ребенка.
Трудовое воспитание начинается с формирования в семье тогда, когда ребенок начинает понимать, что вокруг все близкие что-то делают: сестра моет посуду, мама убирает в доме, папа ремонтирует машину. И чем слаженней выполняется домашняя работа, тем скорее ребенок захочет проявить свое участие в ней.
- Целеполагание.
Сегодня мы будем говорить с вами о трудовом воспитании детей в семье: о способах воспитания ребенка в труде, о роли семьи в развитии работоспособности ребенка и попробуем решить следующую задачу: «Как научить ребенка трудиться?
Упражнение 1. «Ассоциации».
Классный руководитель предлагает участникам родительского собрания привести ассоциации со словосочетанием «мотивация + труд + воспитание +семья». Участники высказывают свое мнение. Подводит итог.
Основы трудового воспитания закладываются в семье. Семья – это дружный трудовой коллектив. Любовь к труду необходимо начинать воспитывать очень рано. Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое.
Мотивация – это побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять своипотребности [1, с. 2].
Не погасить это побуждение, а развить и углубить его – основная задача родителей, если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым.
Основная задача семьи и школы в области трудового воспитания – организовать деятельность ребенка так, чтобы она оказала на него максимальное воспитательное воздействие.
Очень важно давать поручения, которые по силам ребенку. Умение правильно оценить возможности детей ничуть не менее важно, чем умение привлечь к работе. Выполненное дело должно доставлять удовлетворение, а не создавать комплекс неполноценности.
Упражнение 2. «Бумажный человечек».
Возьмите чистый лист бумаги формата А 4 (желательно для рисования или черчения, чтобы был более плотным, обычный для принтера тоже подойдет) и руками, без ножниц и других подручных средств, оборвите лист так, чтобы получился человечек.
Потом сосредоточьтесь на том, что вам не нравится в вашем творении, и начните его «ругать»: «Кривой какой-то!», «Косой», «Некрасивый», «Надо быть лучше», «Ноги короткие» и т. д.
После каждого высказывания заворачивайте край бумаги, начиная сверху, и хорошенько «заутюживайте» его ногтем. Примерно так: высказали – завернули, высказали – завернули.
Когда высказывания будут исчерпаны, остановитесь и посмотрите, что у вас получится в итоге. Интересно, до какого состояния ваш человечек докрутится.
Если пофантазировать, то, как Вы думаете, на какие действия теперь способен такой скрученный человечек? Мой человечек способен на самые бестолковые, тревожные, неэффективные действия или вообще ни на какие.
Но это еще не все. Теперь начинайте хвалить этого человечка, как Вы сами себя хвалите, говорить ему поддерживающие слова на каждый отворот бумаги. Теперь так: похвалили – отвернули, похвалили – отвернули.
Ответьте на следующие вопросы:
1. Что вам легче было делать: ругать или поддерживать? Когда Вы были более находчивы и разнообразны в словах и выражениях?
2. Хватило ли у вас хороших слов, чтобы развернуть человечка полностью?
3. Каким в итоге получился человечек? Чем отличается от первоначального состояния (до скручивания)?
4. На какие действия теперь способен ваш человечек?
А теперь представьте: вы дали ребенку поручение, а он не успел его выполнить. Как поступить?
Сказать: «Ты все еще подметаешь?», «Отойди, я сама», «Сто лет будешь возиться».
Родители высказывают своё мнение.
Комментарий классного руководителя:
Можно предложить свою помощь: «Ну, как у тебя дела? Давай сделаем вместе, хочешь?»
Если вы сумеете набраться терпения и дадите сыну или дочери довести начатое до конца, это будет правильнее. Но ни в коем случае нельзя высказываться так, чтобы побуждение к труду исчезло.
Приучать детей к выполнению домашних дел необходимо не только потому, что мы их должны готовить к будущей самостоятельной жизни, а потому, что, привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку трудиться, а вместе с ней – привычку заботиться о близких, формируя тем самым благородные побуждения. Наверное, самый лучший подарок для матери, если дочь или сын скажут ей, уставшей после работы: «Ты отдохни, я сам почищу картошку».
Слишком часто родители не замечают, как стремятся навязать ребенку свой образ мыслей и действий. Взрослые привыкли заставлять себя заниматься не совсем приятными вещами, тем самым они передают ребенку свое собственное отношение к таким скучным (с их точки зрения) занятиям, как мытье посуды, чистка обуви.
Однако ребенку интересно узнать, как добиться того, чтобы тарелка под струей воды заблестела. Внутренний интерес к делам, которые взрослым кажутся незначительными, отражает знаменитое «Я сам», но мы его постепенно заглушаем.
Практика показывает, что основной причиной, сдерживающей привлечение детей к труду, является длительная опека.
Многое изменилось в нашей жизни и в жизни наших детей. Усложнилась школьная программа, учиться стало труднее. Вот родители и идут на «жертву»: всю домашнюю работу берут на себя. Хотя этого совсем не стоит делать.
– Почему я?! – возмущается ребенок, когда ему поручают какое-нибудь дело.
Как случилось, что и в благополучных, и в неблагополучных семьях дети отвечают одинаково?
Причин здесь несколько.
Первая причина. Мы хотим, чтобы детям жилось лучше, чем нам, и освобождаем их от всякой трудовой нагрузки, от всяких обязанностей, почему-то думая, что жить «лучше» – это значит жить, ничего не делая.
И вырастает потребитель, который будет вероятнее всего требовать такого же к себе отношения в будущей семье.
Вторая причина. Резко упала нравственная ценность труда в нашем обществе. В этих условиях борьба за душу ребенка, за его трудовое воспитание становится особенно острой.
Привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, родители воспитывают привычку трудиться, заботиться о близких. У ребенка непременно должны быть постоянные обязанности, только при таком условии труд станет воспитательным средством. Постоянные обязанности способствуют воспитанию ответственности. Эффективность воспитания трудолюбия обеспечивается в семьях, где каждый имеет постоянные обязанности.
Надо, чтобы мальчики и девочки одинаково учились делать все необходимое по хозяйству и не считали бы выполнение этого дела чем-то недостойным себя. Кто наблюдал за детьми, тот знает, что в детстве мальчики так же охотно, как и девочки, готовы помочь матери готовить, мыть посуду, делать любое дело по хозяйству. Но, обыкновенно, в семье с самых ранних лет начинают показывать разницу между мальчиками и девочками. Девчонкам дают поручения мыть чашки, накрывать на стол, мальчишке говорят: «Что ты все в кухне толчешься, разве это мужское дело?».
3. Основная часть.
В трудовом воспитании детей важен пример. В семьях, где мать, вернувшись с работы, проводит время на кухне, а отец читает газету или смотрит телевизор, сложно добиться успеха.
Привычка трудиться закрепляется волевыми усилиями. Важно помочь ребенку научиться различать понятия «можно», «надо», «нельзя». С этой целью необходимо приучать его делать не только то, что в данный момент хочется, а то, что надо. Предъявите сыну и дочери условное требование: «Не будешь смотреть телевизор, пока не наведешь порядок в своей комнате».
Причем родителям следует проявлять настойчивость до тех пор, пока для ребенка не станет привычкой сначала делать то, что «надо», а потом то, что «хочу». Приучать ребенка к слову «нельзя» – значит, приучать его сдерживать свои желания, т.е. развивать самоорганизацию, самоконтроль, которые имеют огромное значение в развитии волевых качеств.
Желание трудиться само не приходит. Нужно воспитывать привычку к труду с первых дней жизни. Как можно раньше необходимо, чтобы ребенок почувствовал, что он не только объект любви и внимания, но и член семьи, от которого тоже ждут помощи, что она нужна, просто необходима. Именно это сознание формирует настоящего человека.
Когда ребенок увлеченно трудится вместе с папой и мамой, радость от этого остается на всю жизнь.
Принимать его помощь надо с благодарностью (что, кстати, и воспитывает в нем это чувство) и все время помнить, что именно в эти минуты в ребенке растет настоящий человек. Все родители, у которых дети выросли помощниками, приучали их к труду с самого раннего детства.
Как только вы, занявшись домашними делами, отправляете ребенка играть, помните, что вы укладываете еще один кирпич в воспитание его эгоизма и одиночества.
«Только бы хорошо учился, а все остальное мы берем на себя!» – еще один из принципов неправильного воспитания.
Опытные родители никогда не станут делать за ребенка то, что он может и хочет сделать сам. Неопытные родители поступают наоборот. И когда это повторяется сотни раз, у ребенка вырабатывается привычка ничего не делать самому. Затем он начинает командовать (а что ему еще остается?). Если ребенок видит в нас неравного себе человека, а существо, которым можно помыкать, у него неизбежно возникают привычки капризного тирана или безвольного эгоиста.
Еще худший вариант, когда к труду приучают силой. У каждого ребенка должны быть свои обязанности по дому. Однако нельзя требовать, чтобы ребенок сразу делал все так, как надо. Любая нагрузка должна возрастать постепенно. Нельзя сразу предъявлять большие требования, они могут быть невыполнимыми, что вызывает негативное отношение к делу.
Принуждать что-нибудь сделать криками и угрозами, все равно, что превращать труд в повинность. В этом случае все усилия напрасны. Обучение трудовым умениям идет быстрее, если ребенка не наказывают, а мягко поправляют. Если у ребенка появилось желание, то он и «горы свернет», а если нет, то сделает так, что лучше бы и не делал.
Труд для ребенка должен быть интересным, поэтому вносите в труд элементы игры. Человеку легко дается то, что он много раз делал, поэтому ребенка надо приучать к самому разнообразному домашнему труду.
Детей желательно постоянно знакомить с трудом взрослых. Ребенок, который привык трудиться, как правило, хорошо и успешно учится .
4. Практический этап.
Упражнение 1. «Рисунок-метафора «Губка»».
Рисунок-метафора «Губка» посвящен основным принципам воспитания на основе личного примера взрослого. Родителям, отвечая на наводящие вопросы педагога, необходимо составить достаточно подробный рассказ по предъявленной им картинке. И только потом им объявляется, с каким воспитательным моментом связан обсуждаемый рисунок.
Ниже представлены вопросы педагога и примерные ответы родителей (те, к которым желательно подвести их рассуждения):
Что изображено на картинке? (Ответ родителей: «Губка»).
Давайте попробуем перечислить качественные характеристики этого предмета. Какое характерно для нее свойство? (Она хорошо впитывает жидкость).
Давайте представим себе, что произойдет с губкой, если она впитает жидкость синего цвета? Как это повлияет на нее? (Губка станет синего цвета).
А если мы вольем в губку красную жидкость? (Губка станет красной).
А если мы одновременно вольем в губку жидкости разных цветов? (Губка станет непонятного, неопределенного цвета).
В начале обсуждения мы с вами определили, что особенностью губки является способность к впитыванию. А как вы думаете, от какого слова происходит слово «воспитание»? (Родители высказывают собственные предположения).
Слово «воспитание» образовано от слов «питание», «впитывание». Я не зря обратила внимание на общность корней этих слов, потому что ребенок в детстве, подобно губке, впитывает в себя все то, что «вливают» в него родители. Можно долго убеждать ребенка, что курить вредно, наказывать его за вредную привычку. Это бессмысленно, если он видит, с каким наслаждением курит его отец или мать, старший брат или другие окружающие его люди. Он, скорее всего, «впитает» в себя пример старших и уважаемых людей.
Можете ли вы сейчас назвать один из главнейших принципов воспитания детей? (Родители высказываются).
Конечно же, этот принцип – воспитание собственным примером.
Упражнение 2. «Напиши левой рукой».
Педагог предлагает родителям выполнить задание: написать левой рукой, если ведущая правая, фразу: «Мы любим своего ребенка». Затем предлагается проанализировать, какие ощущения возникли во время выполнения упражнения, анализируется трудность выполнения упражнения и сравнивается с несформированными трудовыми навыками ребенка, как трудно учиться новому и сделать ещё и качественно.
- Подведение итогов.
Классный руководитель подводит итог и даёт советы родителям.
Давайте вернемся к проблемному вопросу: «Когда начинать трудовое воспитание ребенка в семье?». Возможно, кто-то из родителей хотел бы откорректировать свой выбранный ответ в начале родительского собрания.
Проводит анализ количества выбранных вариантов ответов на доске, дает комментарии по выбранным вариантам.
Советы родителям:
1. Будьте последовательны в своих требованиях к ребенку.
2. Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности своих детей.
3. Прежде чем поручить что-либо ребенку, покажите образец правильного выполнения поручения, научите этому своего сына и дочь, несколько раз выполните поручение совместными усилиями.
4. Не забывайте об игровых моментах в трудовом воспитании детей.
5. Учите ребенка уважать труд других людей, бережно относится к результатам их трудовой деятельности.
6. Рассказывайте детям о своей работе, своих друзей.
7. Тактично оценивайте результаты труда ребенка.
Уважаемые родители! Ценно то, что мы сегодня совместными усилиями нашли ответ на вопрос: «Как научить ребенка трудиться», выявили способы воспитания ребенка в труде. Хочется верить в то, что наши с вами дети вырастут успешными и трудолюбивыми.
6. Рефлексия родительского собрания (составление синквейна).
1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.
Примерные ответы:
1. Воспитание.
2. Трудовое, семейное.
3. Развивать, побуждать, трудиться.
4. Гармоничное развитие.
5. Воспитание в труде – это процесс формирования личности.
Эмоциональная рефлексия родительского собрания. Оцените своё эмоциональное состояние и нарисуйте смайлик (Приложение).
Приложение.
Эмоциональная рефлексия «Смайлики».
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«О ТРУДОВОМ ВОСПИТАНИИ В СЕМЬЕ»
Уважаемые родители в целях совершенствования образовательного процесса нам необходимо знать Ваше мнение.
Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
1. Распределены ли в вашем доме трудовые обязанности по обслуживанию семьи?
а) Да.
б) Нет.
2. Имеет ли ребенок трудовые обязанности в семье?
а) Да, конечно.
б) Эпизодически.
в) Постоянно.
г) Не имеет.
3. Как относится ребенок к их выполнению?
а) Выполняет охотно.
б) Пассивен.
в) Только за вознаграждение.
4. Что включает в себя трудовая деятельность Вашего ребёнка?
а) самообслуживание,
б) убирает игрушки,
в) помогает мыть посуду,
г) ничего не делает,
д) другое (напишите, что именно)
5. Ваш ребенок дома убирает стол после игры, игрушки?
А) да, но только после напоминания,
Б) убирает, но только с моей помощью,
В) убирает сам, без напоминания,
Г) не убирает вообще.
6. Какие методы в воспитании трудолюбия используются вами дома?
а) собственный пример,
б) поощрение,
в) обучение,
г) не занимаюсь таким воспитанием,
д) другое (напишите, что именно)
7. В чём Вы видите наибольшие затруднения?
а) ребёнок не хочет выполнять трудовые поручения;
б) задания взрослого забывает;
в) не доводит начатое до конца; не проявляет себя при выполнении работы;
г) готов бросить дело при затруднении; сомневается,
д) затруднений нет
8. Поощряете ли Вы ребенка за выполнение трудового поручения?
а) Да.
б) Нет.
9. Наказываете ли Вы ребенка за невыполнение трудового поручения?
а) Да.
б) Нет.
в) Никогда.
10. Привлекаете ли Вы ребенка к совместной работе?
а) Да.
б) Нет.
11. Занимается ли Ваш ребёнок трудом на свежем воздухе (уборка территории у дома или на даче, принимает ли посильное участие в родительских субботниках, помощь в огороде, саду и другое? ___
12. Какой труд, по-вашему, предпочтителен для ребенка в будущем?
а) Физический.
б) Интеллектуальный.
13. Кому, по Вашему мнению, принадлежит ведущая роль в воспитании детей, в том числе и в трудовом:
а) семье;
б) школе;
в) семье и школе
14. Есть ли в семье разногласия во взглядах на трудовое воспитание ребенка?
а) Да.
б) Нет.
15. Знаете ли Вы об этих разногласиях?
а) Да.
б) Нет.
Благодарим за участие и помощь!
раскрыть » / « свернуть