ШАГ 1 - Беловежская СШ

ШАГ 1

Мероприятия информационно-образовательного проекта «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» – для учащихся VIII–XI классов учреждений общего среднего образования в текущем месяце будут проводиться 24 сентября.

Тема: «Активный гражданин: мои поступки – моя ответственность». 

С методическими рекомендациями по проведению мероприятий информационно-образовательного проекта «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» – можно ознакомиться здесь. 

Мультимедийную презентацию, подготовленную Национальным институтом образования, можно скачать здесь. 

Информационные материалы размещены здесь.

Единый день информирования «ШАГ» 24.09.2020

Тема: «Активный гражданин: мои поступки – моя ответственность» 

Время проведения – 13.50

Место проведения – актовый зал школы.

Участники – учащиеся 8-11 классов, классные руководители 8-11 классов.

Приглашённые – Сергей Владислав Эдуардович, директор государственного учреждения образования «Беловежская средняя школа» Каменецкого района, Булат Марина Владимировна, педагог социальный государственного учреждения образования «Беловежская средняя школа» Каменецкого района,

Шимелюк Сандра Васильевна, педагог-психолог государственного учреждения образования «Беловежская средняя школа» Каменецкого района.

 

«Школа Активного Гражданина» - ШАГ-1

Дата проведения 24.09.2020

Тема: «Активный гражданин: мои поступки – моя ответственность»

В целях визуализации данной информации инициативная группа учащихся 10 класса подготовила мультимедийную презентацию, используя информационные материалы. Учащиеся 9 класса на магнитной доске разместили информационные листы с названием темы занятия, блоков и эпиграфа. 

ШАГ 1 «МЫУЗНАЁМ»

Блок 1 «Активный – значит ответственный» 

Блок2 «Учимся понимать друг друга» 

ШАГ 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ»

Ведущие организуют обсуждение информации, полученной в ШАГе 1.

Блок 1 «Активный – значит ответственный»

Ведущая Валерия.

Каждый гражданин нашей страны, в том числе и мы, несовершеннолетние, обязаны соблюдать законы государства, заботиться о родителях, уважать права и интересы других граждан, традиции и культурные ценности белорусского народа, других наций и народностей, овладевать знаниями и готовиться к самостоятельной трудовой деятельности, бережно относится к окружающей среде, всем видам собственности. 

Ведущий Дима.

Права и свободы одного человека «заканчиваются» там, где «начинаются» права и свободы другого человека. Поэтому на несовершеннолетнего подростка также возлагается обязанность уважать права и законные интересы других граждан. 

Ведущая Елена Степановна

Соблюдение законов государства является конституционной обязанностью каждого, кто находится на территории Республики Беларусь. За их неисполнение наступает юридическая ответственность.

Никто не может быть освобождѐн от обязанностей соблюдать законы государства, заботиться о родителях, уважать права и интересы других лиц. 

Педагог социальный Марина Владимировна Булат

За права детей, их жизнь и поведение обязаны нести ответственность родители. Чем старше становится ребенок, тем больше прав он приобретает. В то же время у него становится больше обязанностей и ответственности за их невыполнение.

Подростковый период – зачастую самый сложный в жизни, как самого ребенка, так и его законных представителей – родителей, опекунов, усыновителей. Именно в этом возрасте идет активный поиск и проверка того, что разрешено, а что может повлечь наказание. Поэтому подросткам очень важно четко знать существующие пределы разрешенного и запрещенного.

Согласно законодательству Республики Беларусь к административной и уголовной ответственности могут быть привлечены лица, которые на момент совершения преступления достигли 16-летнего возраста. Однако за ряд преступлений самостоятельно отвечать придется и 14-летним подросткам. Так, согласно ст. 27 Уголовного кодекса с 14 лет наступает уголовная ответственность за убийство, изнасилование, причинение тяжкого телесного повреждения, похищение человека, захват заложников, кражу, грабеж, разбой, вымогательство, хищение или незаконный оборот наркотиков и т.п.

Согласно ст. 4.3 КоАП административная ответственность с 14 лет наступает за мелкое хищение, мелкое хулиганство, жестокое обращение с животными, разведение костров в запрещенных местах, нарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках, нарушение правил пользования транспортными средствами, повреждение историко- культурных ценностей и т. п.

Многие считают, что только взрослые должны отвечать по всей строгости закона за свои проступки. Однако общепринятые правила поведения (норма Права) являются обязательными к выполнению для лиц любой возрастной категории. Единственное серьезное отличие между преступлением взрослого и ребенка – это возраст ответственности. Поэтому каждый должен понимать, чем отличается проступок от преступления, когда наступает возраст ответственности и как быть, если начался конфликт с законом. 

Ведущая Елена Степановна

Поведение людей регулируется социальными нормами – правилами и образцами определенных действий в различных жизненных ситуациях. Именно благодаря социальным нормам, которые усваиваются в процессе социализации, возможна совместная жизнь людей в обществе.

Основным внутренним регулятором поведения человека является его совесть. Роль совести особенно важна, когда человек находится в ситуации морального выбора. Например, решает, оказать помощь человеку, оказавшемуся в сложной ситуации, рискуя собственными интересами, или уйти в сторону, понадеявшись на других.

Совесть часто называют формой самоконтроля и самооценки с позиции соблюдения моральных норм. Внешним же регулятором поведения человека в соответствии с моральными нормами является общественное мнение. Свою моральную оценку действиям других люди выражают в виде одобрения или осуждения, похвалы или порицания.

Вопросы для обсуждения:

  1. Как Вы думаете, почему государство, в котором у всех будут только права, не сможет существовать? Аргументируйте свой ответ.
  2. Как Вы думаете, зачем обществу нужны и правовые, и моральные нормы? Почему правовые нормы не должны вытеснять моральные нормы?
  3. Что заставляет людей соблюдать моральные нормы? Приведите ситуации, когда совесть побудила Вас совершить какой-либо поступок; запретила Вам совершать какие-либо действия; контролировала Ваши действия; призывала Вас изменить поведение.
  4. Статья 29 Всеобщей декларации прав человека гласит: «Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности». Что такое обязанности? Какие обязанности у Вас как у учащихся? Где перечислены Ваши обязанности как учащихся?

В фокусе обсуждения: единство прав и обязанностей, уважение к законам государства, мораль, право, нравственность, совесть, правовой статус.

 

Блок 2 «Учимся понимать друг друга»

 

Педагог-психолог Сандра Васильевна Шимелюк

Школа – это целый мир, своеобразная модель социума. Этот мир ограничен пределами школьных стен и периметром двора. Все люди, которые собрались внутри этих границ, очень разные по характеру, темпераменту, возрасту, воспитанию, общественному положению. Каждый из них имеет свое мировоззрение, в соответствии с которым поступает и которое готов отстаивать со всем возможным упорством. Эти люди находятся рядом друг с другом, постоянно общаясь между собой. Одни успешно взаимодействуют, другие вступают в конфронтацию.

В настоящее время в Республике Беларусь активно возрастает интерес к обучению учащихся, педагогов, родителей навыкам и умениям урегулирования школьных конфликтов. В процессе овладения технологией медиации и коммуникативными медиативными техниками дети и взрослые обретают новый стиль поведения в конфликте, который позволяет разрешать споры более безопасным для себя и окружающих способом; приобретают широкие возможности воспитания в себе таких личностных качеств, как уверенность в себе, ответственность, беспристрастность, умение сотрудничать.

Понятие   «медиация»   происходит   от   лат.   «mediare»,   что означает

«посредничать». В Республике Беларусь с 21 января 2014 года вступил в силу Закон   Республики   Беларусь   «О   медиации»,   который   ввел правовой

инструмент проведения переговоров, примирительных процедур, разрешение конфликтов и споров с участием независимого третьего лица – медиатора.

Понятие «медиация» постепенно, но уверенно входит в нашу жизнь. Во всем мире медиация уже является одной из самых популярных форм урегулирования споров. Статистика развитых стран показывает, что 85% всех процедур медиации успешны.

Медиация имеет целый ряд преимуществ. Разрешение спора достигается путем принятия сторонами решения на добровольной и равноправной основе так, чтобы все интересы сторон могли бы быть удовлетворены. Медиация может быть применена при разрешении конфликтов в различных сферах: в семье, в трудовых и гражданских отношениях, в сфере образования.

Особое место занимает школьная медиация, которая активно развивается в школах Республики Беларусь, где в роли посредников выступают сами школьники. Целью школьной службы медиации является урегулирование школьных конфликтов, формирование навыков взаимопонимания и коммуникации в школе, распространение цивилизованных форм разрешения конфликтов среди учащихся, родителей и педагогов. В состав школьной службы медиации обычно входят учащиеся-медиаторы и куратор, прошедшие специальное обучение.

Школьники-медиаторы помогают как одноклассникам, так и другим учащимся помириться, найти выход из любой конфликтной ситуации, сложившейся в школе.

Школьный медиатор в процессе разговора с обеими сторонами, должен выявить настоящие мотивы конфликта и помочь выработать совместное решение, отражающее интересы всех заинтересованных сторон. Медиатор подводит конфликтующие стороны к тому, чтобы они высказали свои эмоции и чувства. Как правило, проанализировав свои действия, высказанные обидные слова, ребята понимают, что были не правы. И медиатор предлагает высказать каждому свое видение решения этого конфликта. Затем из максимального количества вариантов примирения стороны выбирают те, которые для них наиболее приемлемы.

Обучаясь разрешать конфликты с помощью медиации, дети учатся уважать себя, ценить других, в них воспитывается ответственное отношение к своим поступкам. Медиация в школе поможет стать доброжелательней, слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение и быть ответственными за принятые решения.

Деятельность школьной службы медиации основывается на принципах:

-добровольности участия спорящих (конфликтующих) сторон в процедуре урегулирования конфликта;

-конфиденциальности, предполагающей обязательство членов школьной службы медиации и участников конфликта не разглашать сведения, полученные в ходе переговоров. Исключение составляет информация о готовящемсяпреступлении;

-нейтральности и независимости медиаторов. Членам школьной службы медиации запрещается принимать сторону кого-либо из участников конфликта, выяснять вопрос о чьей-либо виновности.

Служба медиации может помочь учащимся:

-  научиться конструктивно общаться со сверстниками и взрослыми;

-  лучше понимать сверстников и взрослых;

-  научиться убеждать других словами, а не силой;

-стать участником интересной «взрослой» и общественно-полезной (волонтерской)деятельности;

-  научиться самоорганизации, ответственности и культуре общения;

-    научиться конструктивно выходить из конфликта, ссоры, обиды, чтобы конфликты не перерастали вправо нарушения;

-   способствовать примирению участников конфликта (своих друзей, сверстников и даже представителей старшего поколения);

-    начать осваивать основы новой профессии медиатора, получать уникальные навыки и опыт миротворческой деятельности.

Школьная служба медиации (служба примирения) стремится к конструктивным отношениям в классе и школе, основанным на понимании и взаимной поддержке. При этом надо отметить, что концентрация власти в руках нескольких (даже «положительных») учеников увеличивает риск применения насилия к отличающимся от большинства. Поэтому мы говорим не о формировании «команды класса» во главе с сильным лидером, а скорее, о становлении мини-сообщества понимающих и поддерживающих других сверстников, сообщества, в котором подростки видят проблемы друг друга и стараются, по возможности, помогать в их решении. То есть служба примирения поддерживает доверительные отношения в классе (школе) и не передает власть маленькой группе.

Служба медиации может помочь родителям:

-   родители могут обратиться в службу в случае конфликта со своими детьми, чтобы лучше понять их и уметь договориться с ними (в случае конфликта ребенка и взрослого при проведении медиации обязательно участие взрослого медиатора);

-  родители могут обратиться в службу в случае конфликта с учителем;

-    родители и родительский комитет могут обратиться в службу по поводу конфликтов с администрацией;

-      родители могут освоить навыки восстановительного способа разрешения конфликтов и использовать их в соответствующих ситуациях.

Помимо работы с конфликтами сотрудники службы примирения могут проводить тренинги и обучающие занятия со школьниками и их законными представителями по разрешению конфликтов и восстановительной коммуникации. 

Вопросы для обсуждения:

  1. Как Вы думаете, чем опасны конфликтные ситуации?
  2. Знаете     ли     вы     о     возможных    правовых    последствиях неконструктивно разрешенных конфликтов?
  3. Что    в     вашем    понимании    «ответственное    поведение    в конфликтной ситуации»?
  4. Возможно ли полностью избежать возникновения конфликтных ситуаций? Аргументируйте свой ответ.
  5. Что необходимо предпринять для благоприятного исхода конфликтной ситуации? Что бы вы включили в Правила конструктивного общения и поведения?
  6. Зачастую для решения самых сложных вопросов, разобраться с которыми двум лицам самостоятельно никак невозможно, приглашается третья сторона, нейтральное лицо – медиатор (от лат. mediatio – посредничество). Как Вы считаете, нужна ли в школе служба медиации?
  7. Могут ли учащиеся входить в состав школьной службы медиации? Что может дать учащимся такой опыт?

В фокусе обсуждения: школьная служба медиации, лидерские качества, самоуважение, школьное самоуправление, сотрудничество, умение договариваться, ведение переговоров, взаимопонимание, уважение права каждого на собственное мнений, коммуникативные навыки, бесконфликтная школьная среда.

В ходе реализации ШАГа 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ» ведущий подводит итоги.

– Насколько актуальна для вас тема сегодняшнего разговора?

По информации директора Национального центра правовой информации Андрея Мательского в 2020 году запущена новая версия Детского правового сайта, на котором стартовал просветительский проект «Детская правовая библиотека», направленный на доступное восприятие детьми норм белорусского законодательства (https://mir.pravo.by/news/essential/ntspi-pozdravlyaet-s-dnem-znaniy/).

В целях поддержания стремления подрастающего поколения к правовым знаниям предложили учащимся присоединиться к инициативам НЦПИ – стать активными пользователями Детского правового сайта (https://mir.pravo.by/)

 

В рамках 1 этапа данного мероприятия в качестве информационной основы мероприятий проекта «ШАГ» использовано подарочное комплектное издание «Я – гражданин Республики Беларусь» (2019), содержащее информацию о правах и обязанностях граждан нашей страны (с.42-45), а также материалы электронного приложения к данному учебному изданию «Я и закон».

14-летним учащимся школы в завершение единого дня информирования были торжественно вручены подарочные пособия «Я – гражданин Республики Беларусь».

👁Версия для слабовидящих
👁Обычная версия
Настройки