«РЕБЁНОК И КОМПЬЮТЕР»
Целевая группа: родители учащихся ІV класса
Время проведения занятия: 21.10.2024 в 18.00
Сергей Валентина Николаевна,
классный руководитель,
учитель высшей квалификационной категории
государственного учреждения образования
«Беловежская средняя школа»
Каменецкого района
Форма проведения: диалоговая площадка
Цель: повышение психолого-педагогической культуры родителей по теме «Компьютер и дети», пополнение арсенала их знаний по вопросам воспитания ребёнка в семье и школе.
Задачи:
- Расширить информационное поле родителей о пользе и вреде занятий детей за компьютером.
- Познакомить родителей с современной информацией о роли компьютера в жизни школьника.
- Познакомить с комплексом упражнений для рук и плечевого пояса, глаз, туловища и ног, правилами работы за компьютером.
- Убедить родителей в необходимости дозировать время ребёнка, проведённое за компьютером.
Отличительной чертой времени, в котором мы живем, является стремительное проникновение информационных технологий во все сферы жизни. Сейчас на уроках и дома дети работают за компьютерами, нетбуками. Стремительное развитие новых информационных технологий оказывает многогранное воздействие на культурный уровень человека. Поэтому знание ПК имеет очень большое значение в современной жизни, т. к. компьютерная грамотность стала частью общей культуры человека. Информационные средства в обучении необходимы для развития познавательной деятельности и в подготовке учащихся к продолжению образования.
Нет сомнения, что современные дети способны с завидной легкостью овладеть навыками работы с различными электронными компьютерными новинками. Но главное, чтобы наши дети не попали в зависимость от «компьютерного друга», а ценили живое, эмоциональное человеческое общение и стремились к нему.
Родители часто жалуются на отсутствие у детей интереса к чтению, к книгам. Но немного у нас найдётся родителей, которые пожалуются на равнодушное отношение их ребёнка к компьютеру. Заниматься спортом не уговоришь, в поездку за город нередко приходится тянуть на аркане, зрение ухудшается, а осанка, как у старичка. Компьютер может быть и полезны, и вредным. Хорошо то, что ребенок, который с детства ориентируется в компьютере, чувствует себя более уверенно, потому что ему открыт доступ в мир современных технологий. Плохо то, что при несоблюдении режима компьютер превращается из друга во врага. Не надо забывать о том, что все хорошо в меру. Важно донести это до родителей еще в начальной школе, чтобы оградить детей младшего школьного возраста от серьезных психологических, эмоциональных, физических проблем. Поэтому считаю тему «Ребёнок и компьютер» актуальной.
Считаете ли Вы, что компьютер должны быть в числе главных предметов обихода? Какое место они занимают в жизни младшего школьника? Что думают специалисты о компьютерах, компьютерных играх и телевидение? Почему дети зачастую охотнее общаются с компьютером, а не со своими сверстниками? Как, на Ваш взгляд, необходимо организовать общение ребёнка с компьютером. Возможно, стоит запретить играть на компьютере? А что может дать для ребёнка общение с компьютером? Назовите возможные варианты.
Стремительное развитие новых информационных технологий оказывает многогранное воздействие на культурный уровень человека. Поэтому знание ПК имеет очень большое значение в современной жизни, т. к. компьютерная грамотность стала частью общей культуры человека.
Даёт возможность формировать стиль мышления, адекватный требованиям современного информационного общества.
Помогает направить интерес к освоению компьютера в нужное русло, сделать его орудием для познания и творчества ребёнка.
Информационные средства в обучении необходимы для развития познавательной деятельности и в подготовке учащихся к продолжению образования.
Обсуждение ситуаций.
Давайте сравним две ситуации.
- Ребенок за компьютером. Он не шатается бесцельно и неизвестно с кем по улицам, он дома, не бегает, не прыгает, не разбрасывает карандаши, фломастеры, не малюет ими, где попало, не режет на мелкие кусочки любимое мамино платье. Он занят, не пристает к взрослым и даже, может быть, учится чему-то (по обучающим программам) или развивается (по развивающим программам) либо просто получает заряд положительных эмоций.
- Компьютера нет. Зато есть столько проблем! Усадить дитя за уроки, пойти с ним погулять, потом чем-то занять, потом все убрать или заставить это сделать самого и т.д.
И при этом надо его еще воспитывать, напрягать свои нервы. Не правда ли, первое для всех проще?
- Вопрос к родителям
- Чем является компьютер для ребенка?
Ответы родителей.
- Компьютер является интерактивным средством.
- Компьютер - это универсальная игрушка, меняющая назначение при смене программы.
- Компьютер - дополнительное педагогическое средство развития ребенка и т.д.
3. Работа в группах.
Давайте назовем плюсы и минусы, начиная эпитет с букв слова компьютер.
В наши дни мало кто сомневается, что работа на персональном компьютере влияет
на здоровье человека не самым лучшим образом. В то же время, мало у кого
возникает мысль отказаться от работы с ПК ради спасения здоровья. Всё больше
становится людей, проводящих за компьютером по несколько часов ежедневно.
Поэтому, всё важнее становится разобраться, как может пользователь снизить, а то
и вовсе устранить, вред, причиняемый компьютером.
+ (ЗА) - (ПРОТИВ)
К КОММУНИКАЦИЯ КОМПЛЕКС
О ОПТИМАЛЬНОСТЬ ОТОРВАННОСТЬ ОТ ЖИЗНИ, ОСАНКА
М МОБИЛЬНОСТЬ, МИСТИФИКАЦИЯ, МНИТЕЛЬНОСТЬ
П ПОПУЛЯРНЫЙ ПСИХОЗ
Ь СКОРОСТЬ СЛАБОСТЬ
Ю ЮНЫЙ ВОЗРАСТ
Т ТВОРЧЕСТВО ТРАВМА
Е ЕДИНСТВО ЕДИНОЛИЧНОСТЬ
Р РЕЗУЛЬТАТ, РЕСУРСНОСТЬ РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ, РИСК
Вывод: проведённая работа показывает, что компьютер способен стать эффективным средством развития ребенка, но при этом очень важно, что находится внутри вашего компьютера, т. е. в какие компьютерные игры играют ваши дети.
Дети очень эмоциональны, впечатлительны, они, в сущности, в отличие от взрослых, нечетко различают искусственность и реальность, потому так легко и доверчиво погружаются в жизнь героев компьютерного экрана как в мир реальный. С одной стороны, это хорошо. Когда ребенок с компьютером «на ты», ему легче раскрыть себя и выбрать стратегию поведения или самообучения. А главное, экспериментировать можно бесконечно.
Итак,
Ребенок и компьютер — друзья или враги? Это зависит только от Вас. Самое главное, чтобы железная машина не заменила живого общения и не менее увлекательных подвижных игр.
А что вы можете предложить детям взамен компьютера? А давно ли вы были со своими детьми вместе (ездили, играли...) Ответы родителей...
Важно найти ту золотую середину, такой разумный подход, когда компьютер станет Вашим настоящим помощником в воспитании ребенка без негативных последствий.
Лучше установить на компьютер родительский контроль, программу Кибер-мама, которая позволяет отследить и «не допустить», блокировать Интернет- страницы, которые отрицательно воздействует на детей.
Симптомы, которые свидетельствуют о компьютерной зависимости:
- Большую часть свободного времени (6-10 часов в день) ребенок проводит за компьютером. У него практически нет реальных друзей, зато много виртуальных.
- Если на ваш запрет сидеть за компьютером школьник реагирует агрессивно или становится тревожным.
3. Ребенок вас обманывает, пропускает школу, чтобы посидеть за компьютером, стал хуже учиться, потерял интерес к школьным предметам.
- Во время игры подросток начинает разговаривать сам с собой или с героями игры так, как будто они реальны. Он становится более агрессивным.
- Ребенок, увлеченный игрой или общением в Интернете, забывает про еду и личную гигиену.
- Школьник трудно встает по утрам, просыпается в подавленном состоянии.
- Настроение повышается только тогда, когда ребенок садится за компьютер.
Наличие уже трёх признаков свидетельствует о формировании зависимости, поэтому, родители, находите время для общения с вашим ребёнком.
В какие игры будут играть Ваши дети, зависит от нас.
И, конечно, всех здравомыслящих родителей волнует ответ на вопрос: как отучить ребенка от компьютера.
Можно выделить 4 основных типа проявления «компьютерной» усталости:
1) потеря контроля над собой (ребенок часто трогает лицо, сосет палец,
гримасничает, кричит);
2) потеря интереса к компьютеру (ребенок часто отвлекается, вступает в разговоры, обращает внимание на другие предметы, не желая продолжать работу);
3) «утомленная» поза (ребенок склоняется то в одну, то в другую сторону, откидывается на спинку стула, задирает ноги, упираясь в край стола);
4) эмоционально-невротическая реакция (крик, подпрыгивания, пританцовывания, истерический смех).
- Работа с памяткой и брошюрой
Решение проблемы
- Как сделать так, чтобы проблема компьютерной зависимости решилась?
-«Я сама ищу на этот вопрос ответ»...
- Установить определённое время на просмотр и игры.
- Соблюдать режим дня.
- Заняться любимым делом, спортом.
- Заинтересовать кружками,секциями.
- Заинтересовать книгами.
- Давать задания по дому.
- Уделять ребёнку больше внимание, общаться с ним, быть рядом с ним.
- Гулять на воздухе, чаще ходить с ребёнком в город, кино, театр, выезжать загород.
Памятка для родителей по безопасному использованью компьютеров в школе.
- Чтобы родители могли контролировать использование ребёнком компьютера, они должны сами (хотя бы на элементарном уровне) уметь им пользоваться.
- Через каждые 20-25 минут работы на компьютере необходимо делать перерыв.
- Ребёнок не должен работать на компьютере не больше 1,5- 2 ч.
- Во избежание вреда детскому здоровью и психике родители должны контролировать приобретение ребёнком компьютерных дисков с играми.
- Если ребёнок не имеет дома компьютер и посещает компьютерный клуб, родители должны знать, в каком клубе он находится и с кем там общается.
- Если ребёнок использует компьютер безответственно, необходимо вести пароль, чтобы сделать невозможный доступ к нему без разрешения родителей.
- Ребёнку не следует играть в компьютерные игры перед сном.
8. В перерывах в работе с компьютером рекомендуется выполнить специальные упражнения для глаз (выбираются по желанию, повторяются 4-5 раз, общая длительность 2 минуты )
а) на счёт 1-4 закрыть глаза с напряжением, 1-6 открыть глаза;
б) на счёт 1-4 посмотреть на кончик носа, затем на счёт 1-6 перевести взгляд вдаль;
в) не поворачивая голову, медленно делать круговые движения глазами вверх - вправо - вниз- влево и в обратную сторону, затем посмотреть вдаль на счёт 1-6;
г) держа голову неподвижно, перевести взор и зафиксировать его на счёт 1-4 - вверх, 1-6 - прямо, затем 1-4 - влево, 1-6 - прямо, 1-4 - вниз, 1-6 - прямо, 1-4 - вправо, 1-6 - прямо.
д) на счёт 1-6 проделать глазами движение по диагонали в одну сторону, затем в другую, потом прямо;
е) посмотреть на кончик указательного пальца, удаленного от глаз на 25-30 см, на счёт 1-4 медленно приблизить его к кончику носа, потом опять, глядя на кончик пальца, отдалять его от носа на 25-30 см;
ж) переводить взгляд с метки на стекле (красный кружок с диаметром 3-5мм) на выбранный предмет вдали за окном;
з) перемещать взгляд по траекториям, изображённым на больших плакатах: по восьмерке, по часовой стрелке, против неё.
Для того, чтобы предотвратить попадание ребенка в плен компьютерных игр, общайтесь со своим ребенком «на одной волне». С самого раннего детства делайте его своим союзником в семейных делах. Обсуждайте, а не замалчивайте семейные проблемы. Беседуя с ребенком, интересуйтесь его мнением. Ежедневно рассказывайте, как прошел ваш день, спросите, что было интересного в его жизни. Обязательно разрешайте подростку приглашать в дом друзей, спрашивайте о том, как он общается со своими ровесниками. Делитесь собственным детским опытом, чтобы помочь ему решить его проблемы. Помните, что для подростка очень важно, как воспринимают его самые близкие люди.
И напоследок еще несколько советов, которые помогут вам в решении данной проблемы:
- Не спешите, вести ребенка к врачу или психотерапевту, если он «заболел» компьютером. Сначала сами попробуйте до него достучаться.
- Проводите с ребенком больше времени. Вспомните игры, которые вас самих занимали в детстве. Поделитесь с ребенком секретами этих игр и не ленитесь играть вместе с ним - получите огромное удовольствие.
- Чаще бывайте на свежем воздухе. Заведите традицию куда-нибудь вместе ходить, хотя бы раз в неделю. Совместные прогулки вас очень сблизят.
- Никогда не награждайте ребенка игрой на компьютере. Это может придать особый престиж такому времяпрепровождению. А ваша задача скорее состоит в том, чтобы снизить ценность общения с компьютером. Если допуск становится поощрением за успехи, лишение его - наказанием за провинности, это может только усугубить ситуацию.
Все это очень нелегко. Но если приложить усилия и найти взаимопонимание с ребенком, вы вместе сможете пережить увлечение компьютером. Нельзя забывать о том, что все хорошо в меру.
Если ваши дети сильно увлечены компьютером, не хотят гулять, общаться с друзьями, то компьютер должен " сломаться” хотя бы на месяц. Вы спросите: а как же взрослые? Ответ: Воспитание требует жертв. Задумайтесь над этой проблемой!
Рефлексия
Завершить нашу встречу я хочу следующими вопросами. Может ли компьютер заменить общение с родителями? А общение с друзьями, другими людьми, природой? Может ли ребенок в «жестоких играх» познать мир и обрести опыт гуманного общения с другими людьми? Вопросы риторические? Но каждый из вас должен ответить на них сам себе.
В перерывах в работе с компьютером рекомендуется выполнить специальные упражнения для глаз для рук и плечевого пояса, туловища и ног.
Спасибо за участие!
Успехов Вам в воспитание ваших детей!
Приложение 1
Анкета для родителей
- Сколько времени в день проводит ваш ребёнок у компьютера?
- Изменилось ли поведение вашего ребёнка после того, как он начал активно общаться с компьютером?
- Как изменилось поведение ребенка (в лучшую или худшую сторону, каким стал ребенок (раздражительным, замкнутым и др.)?
- Как вы относитесь к увлечению детей компьютерными играми?
- В какие игры играет Ваш ребенок?
- Боитесь ли вы общения ребёнка с компьютером?
- Вызывает ли это у вас тревогу?
- Как сделать, чтобы дети не слышали от родителей: «Чем ты занимался, опять у компьютера сидел?», «Опять уроки вечером делаешь?»
Приложение 2
АНКЕТА «Компьютер и я»
- Компьютер мне нужен для того, чтобы:
Играть
Переписываться
Участвовать в конкурсах и интернет-олимпиадах
Слушать музыку
Искать материал к уроку
Другое
- Как часто ты пользуешься компьютером?
Каждый день
Примерно 1 раз в неделю
Минимум 5 раз в день
Могу просидеть несколько часов подряд
Другое
- Какие чувства ты испытываешь, когда садишься за компьютер?
Радость
Удовольствие
Хорошее настроение
Никакие
Другое
- Что ты чувствуешь, если не можешь воспользоваться компьютером?
Плохое настроение
Досада
Злость
Обида
Разочарование
Нервничаю
Никакие
Другое
5.Зачем нужен интернет?
Мне он не нужен
Скачивать что-нибудь
Скачивать игры, картинки, видео...
С помощью интернета некоторые вымогают деньги
Можно скачать плохие картинки
Помогает в учебе и работе
Другое
Приложение 3
Распространение буклетов с информацией для родителей
раскрыть » / « свернуть