Режим дня школьника
Режим дня позволяет ребёнку адаптироваться к школе без ущерба для здоровья. Чёткий распорядок не только дисциплинирует школьника, но и помогает быстрее привыкнуть к новым условиям и избежать перегрузок нервной системы.
Первоклассник, как и дошкольник, еще не может самостоятельно управлять своим временем, распределяя в течение дня, например, время для занятий и отдыха. Малышу требуется помощь взрослых, ведь навыки правильного планирования времени очень пригодятся ребёнку, как в школе, так и во взрослой жизни.
Соблюдение режима дня поможет школьнику стать самостоятельным и организованным. Специальные исследования в начальных классах нескольких школ показали, что отличники очень часто придерживаются одного и того же времени для выполнения домашних заданий. Так что, хорошие отметки – это результат не только способностей, но и упорного труда, привычки и систематической работы ребёнка.
Что входит в «режим дня»?
• Полноценный сон
• Чередование отдыха и нагрузок
• Правильное питание
• Физическая и двигательная активность
• Соблюдение личной гигиены и режимных моментов
Сколько должен спать первоклассник?
Сон – это основной фактор, который влияет на физическую и умственную активность любого человека и, конечно, ребёнка тоже. Первоклассникам в 6-8 лет специалисты рекомендуют спать ночью не менее 10 часов. Идеально, если вы приучите ребёнка ложиться спать около 21.00, тогда ему намного легче будет просыпаться в 7 утра и не засыпать на первом уроке.
Как подготовиться ко сну?
Приложите максимум усилий, чтобы примерно за час до сна, то есть около 8 вечера, у ребёнка не оставалось никаких срочных дел, дополнительных занятий и невыученных уроков. Нервной системе первоклассника очень важно расслабиться перед сном, соблюдая все необходимые вечерние ритуалы: расстелить постель, почистить зубы, принять тёплую ванну.
Не играйте с ребенком перед снов в активные и подвижные игры, старайтесь отложить все гаджеты, выключить телевизор.
Перед сном проветривайте комнату, в которой будет спать ребёнок.
Перед укладыванием не стоит заводить разговоров о проблемах, не стоит напоминать о сложностях прошедшего дня, неудачах, двойках и ошибках. Лучше почитайте ребёнку вслух или расскажите какую-нибудь сказку.
Часто бывает, что ребёнок из школы приходит уставшим и вялым, а к вечеру он вдруг становиться бодрым и весёлым, готовым заниматься чем угодно, только бы не ложиться в постель. На самом деле это перевозбуждение. Для такого ребенка есть один полезный «рецепт»: предложите ему прилечь после обеда, а сразу после ужина обязательно устройте небольшую прогулку: она поможет снять напряжение, накопленное за день.
Надо ли первокласснику спать днем?
Потребность в дневном сне индивидуальна, но вот после обеденный отдых нужен каждому ребенку. Дети в школе тратят много сил и энергии, а домой приходят уже изрядно устав, на спаде своей работоспособности.
Не стоит сразу после школы усаживать первоклассника, да и любого школьника, за уроки. Дайте ребёнку время отдохнуть. Первое время, пока малыш еще не привык к школьным нагрузкам, он может не просто отдыхать, а даже немного поспать.
Правильное питание школьника
Есть грустная статистика, по которой видно, что первое место среди всех хронических заболеваний школьников, занимают заболевания желудочно-кишечного тракта. Поэтому родителям очень важно следить, чтобы ребёнок полноценно и правильно питался.
Помните, что ваш ученик не только испытывает в школе запредельные для своего возраста умственные нагрузки – он еще продолжает развиваться и расти. Его пищевой рацион должен удовлетворять всем потребностям в белках, жирах, углеводах, микроэлементах.
• Завтракать обязательно! Не отправляйте ребенка в школу без завтрака. Да, конечно, не все дети с удовольствием завтракают, бывает утром совершенно нет аппетита. Не заставляйте. Предложите творог со сметаной, горячую кашу, йогурт или омлет, бутерброд с сыром, кукурузные хлопья с молоком. Хотя бы чай с молоком, какао или фрукты – то-что удастся съесть без проблем.
• В школе можно и нужно есть. В школах, как правило, организовано питание детей. Первоклашек кормят уже около 10 утра, на большой перемене. Даже если ребенок утром что-то поел дома, к десяти часам он вполне может проголодаться.
• Не спешите! Ни в коем случае нельзя принимать пищу в спешке, под постоянные окрики «Быстрее!», «Опоздаешь!». Если утром ребенок долго завтракает, лучше разбудите его на полчаса раньше, но не пытайтесь накормить его по секундомеру. Нет ничего хуже для физического и психического здоровья ребенка, чем стресс, который создается ограничением времени.
• Обед. Если ребенок обедает дома, на первое лучше всего предложить ему легкий суп. Когда планируете вторые блюда, не забывайте, что не только малышам, но и младшим школьникам, да и вообще всем членам вашей семьи не рекомендуется очень острое, жирное и жареное, обильное количество соли и специй.
• Полдник – это время для вкусных и богатых углеводами продуктов: оладьи, блинчики, злаки.
• Ужин должен быть сытным, но легким. Не стоит наедаться за весь день перед сном. Если вы рассчитываете, что ваш школьник будет ложиться спать около 21.00, значит поужинать следует примерно за 2 часа до сна.
Питание любого школьника должно быть разнообразным, причем не только по составу продуктов, но и по тому, в каком виде эти продукты дают ребенку. Привлекайте малыша к сервировке, пусть он красиво расставит приборы, поставит свою любимую чашку. Есть в кругу семьи приятнее – старайтесь завтракать или ужинать всей семьей, делитесь друг с другом планами и хорошими новостями. Пусть это будет ваша новая семейная традиция.
Как и когда делать уроки первокласснику?
Основной запас интеллектуальной и нервной энергии ребёнок расходует в школе, во время уроков. Родителям важно пронаблюдать, в каком состоянии ребёнок возвращается домой, сколько у него остается сил на внеклассную нагрузку и выполнения нужного объема домашних заданий.
Большинство специалистов рекомендуют выделять на выполнение домашних заданий для первоклассников с 15 до 16 часов дня, а для школьников постарше с 15 до 18 часов. Считается, что именно на это время приходится очередной всплеск работоспособности у детей школьного возраста.
Отдельно стоит обратить внимание на письменные задания, ведь именно они, как правило, детям шести-восьми лет даются сложнее остальных. Эта сложность связана с тем, что у детей еще не до конца развиты мелкие мышцы кисти, несовершенна координация. Поэтому в процессе выполнения письменных работ у ребенка вполне может повышаться давление, учащается сердцебиение. Поначалу первоклассник должен непрерывно заниматься письмом не дольше 3 минут. Позже, когда ребенок «втянется» в учебу, можно продлить занятие до 8-10 минут.
При непрерывном чтении дети утомляются еще быстрее. Во время занятий чтением и письмом делайте маленькие перерывы на двигательную активность: можно сделать зарядку, встать из-за стола и размяться, пройтись по комнате. Обязательно делайте перерывы между уроками, пусть это будет 7-10 минут отдыха, а после уже приступайте к выполнению домашнего задания по следующему предмету.
Сколько и каких кружков выбрать?
Во-первых, родители, не стоит забывать, что кружки это не главное. Гораздо важнее, чтобы ребенок с наименьшими потерями пережил период адаптации к новым жизненным условиям, будь он в первом или в пятом классе.
Перед тем, как выбирать дополнительные занятия для ребенка, обратите внимание на то, каким он приходит из школы:
• Если, придя домой, школьник выглядит утомленным, значит, школьной нагрузки ему вполне хватает. Позаботьтесь о том, чтобы он хорошо отдохнул. В этом случае из огромного множества кружков, обратите внимание на спортивные секции или занятия танцами, где школьник сможет отвлечься от уроков.
• Если ребенок возвращается из школы слишком возбужденным, значит, нужно выбрать дополнительные занятия, которые помогут ему успокоиться и отвлечься. Тут подойдут кружок рисования или шахматная секция.
• Если ребенок не выглядит уставшим – вероятно, он вполне осилит еще одно занятие во второй половине дня. Такой ребёнок вполне потянет языковую или музыкальную школу – в зависимости от способностей и интересов.
Не стоит стараться «выжать» из ребенка все силы, давить на него, заставлять рисовать или танцевать. Стоит научиться правильно мотивировать школьника и выбирать оптимальное время для занятий и правильно распределить нагрузку в течение дня.
Физическая активность и прогулки
Каждому ребёнку, в том числе и школьнику, необходимо проводить на воздухе не менее 3 часов – в любую погоду и каждый день, при этом желательно активно двигаться: это улучшает самочувствие и повышает работоспособность. Лучше всего ребенку гулять вместе со сверстниками, восполняя потребность в свободном общении.
Как организовать день ребенка, чтобы обеспечить его прогулками?
• В школу и из школы – пешком. Если есть возможность пройтись перед уроками по улице, используйте ее. Это гораздо полезнее, чем ездить в школу и домой на машине.
• Прогулка после уроков. Постарайтесь выстроить график так, чтобы ребенок мог не спешить из школы домой. Хотя бы полчаса побегать после школы на свежем воздухе – отличная возможность сбросить напряжение. постарайтесь совместить с прогулкой поход в кружок или студию.
• Перед сном – на улицу. Это отличная традиция, которая способствует укреплению сна. Достаточно сорока минут, чтобы напитаться кислородом перед сном.
Не позволяйте ребенку подолгу засиживаться за рабочим столом. Время от времени напоминайте о том, что пора переключиться, подвигаться и размяться.
Как распознать, что ребенок переутомлен?
Переутомление - состояние, возникающее при долгом отсутствии отдыха у ребенка. Постоянное переутомление может привести к снижению иммунитета и возникновению психосоматических расстройств. Поэтому очень важно следить за поведением и состоянием ребёнка, особенно первоклассника.
Симптомы переутомления
Есть субъективные и объективные симптомы переутомления. Первые вы вполне можете увидеть самостоятельно, а вторые сможете выявить на приеме у врача.
Субъективные:
Общий дискомфорт, головные боли, замедление речи, мимики и движений;
Апатия, вялость, рассеянность, раздражительность;
Плохой аппетит, снижение веса, сонливость.
Объективные:
Повышение частоты сердечных сокращений;
Понижение артериального давления;
Шумы в сердце;
Учащенная дыхательная активность;
Ребенок начинает легко заболевать вирусными инфекциями.
К какому врачу обращаться? К решению проблем, связанных с нарушением режима дня и переутомлением нужен особый подход и вполне может потребоваться комплексная оценка состояния ребёнка с привлечением специалистов разного профиля: невролога, гастроэнтеролога, офтальмолога.
Самое главное, что может помочь переутомленному ребенку – это забота родителей. Окружите малыша вниманием, заботой и добротой, чаще хвалите, не ждите от него высоких достижений, не требуйте слишком многого.
Примерный распорядок дня первоклассника
Представим, что ребёнок посещает первый класс школы, уроки в которой начинаются в 8.30 утра. Тогда распорядок дня нашего первоклассника может выглядеть, например, так:
7.00 – подъём.
7.05-7.30– утренняя зарядка, гигиенические процедуры, завтрак.
7.40-7.50 – дорога в школу.
8.00-12.15– занятия в школе.
12.20-12.50– дорога из школы (совмещаем с прогулкой).
13.30 – обед.
14.00-15.00 – дневной сон.
15.00-17.00 – выполнение домашнего задания.
17.00-18.00 – активная прогулка на свежем воздухе.
18.00-19.30 – свободные занятия.
19.30-20.00 – ужин.
20.00-20.30 – приготовление ко сну, ночной сон до 7.00 утра.
раскрыть » / « свернуть