«ЗДОРОВЬЕ – ЭТО ЖИЗНЬ»
Матусевич Я.Л., учитель,
выполняющий функции классного руководителя,
ГУО «Беловежская средняя школа Каменецкого района»
Целевая группа: родители учащихся X класса.
Время проведения занятий: 1-ая четверть.
Цель: формирование у родителей устойчивой мотивации к сохранению и укреплению своего здоровья, здоровья своей семьи, своих детей.
Задачи: повысить уровень знаний родителей в области формирования, сохранения и укрепления здоровья детей, ведения здорового образа жизни в семье посредством педагогического просвещения;
обеспечить тесное сотрудничество и единые требования школы и семьи в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей.
Форма проведения: беседа
Обсуждаемые вопросы:
1) Факторы риска для здоровья современной молодежи.
2) Вредные привычки.
3) Стресс и его влияние на здоровье.
4) Проблема здорового питания.
5) Гиподинамия – проблема молодежи современности.
6) Режим дня.
Факторы риска
Факторы риска – это определяющие здоровье факторы, влияющие на него отрицательно. Они благоприятствуют возникновению и развитию болезней. Фактор риска – это признак, который каким-то образом связан в будущем с возникновением заболевания. Факторы риска могут относиться к внешней среде (экологические, экономические и др.), самому человеку (повышенный уровень холестерина в крови, артериальная гипертензия, наследственная предрасположенность и др.) и особенностям поведения (курение, гиподинамия и др.). Сочетание нескольких факторов суммирует их эффект. Выделяют главные, так называемые большие, факторы риска: курение, гиподинамия, избыточная масса тела, несбалансированное питание, артериальная гипертензия, психоэмоциональные стрессы и т. д. Различают также факторы риска первичные и вторичные. К первичным факторам относятся факторы, отрицательно влияющие на здоровье: нездоровый образ жизни, загрязнение окружающей среды, отягощенная наследственность, неудовлетворительная работа служб здравоохранения и т.д. К вторичным факторам риска относятся заболевания, которые отягощают течение других болезней: сахарный диабет, атеросклероз, артериальная гипертензия и т.д. С понятием факторов риска тесно связано понятие «профилактика», она означает предупреждение возникновения и развития заболеваний. Средствами профилактики являются: пропаганда здорового образа жизни, организация и проведение профилактических прививок, медицинские осмотры, гигиеническое воспитание и т. д
Если говорить о влиянии факторов на формирование здоровья, то многочисленными исследованиями показано, что здоровье примерно
на 50 % и более определяют образ жизни и условия жизнедеятельности,
на 20 % – состояние окружающей среды,
на 20 % – генетические факторы
на 10 % – уровень развития и деятельность здравоохранения.
Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, стабильность брака, оказывает решительное влияние на развитие, всех членов семьи и является важным фактором эффективности функций жизнедеятельности семьи, состояния её здоровья в целом. Для благоприятного психологического климата характерны чувство защищённости и эмоциональной удовлетворённости. Такой климат способствует снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи. При неблагоприятном психологическом климате в семье ее члены испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение, это ведет к психической напряжённости и повышению уровня тревожности . Неблагоприятный семейный климат, порождаемый чрезмерной занятостью родителей, отсутствие возможности для удовлетворения потребностей и интересов детей, является пусковым фактором в формировании психологического и психического неблагополучия в юношеском возрасте.
Употребление алкоголя
Употребление алкоголя подростками вызывает серьезную озабоченность во многих странах. На данный момент алкоголь употребляют более четверти всех лиц в возрасте 15–19 лет в мире, т. е. 155 млн подростков. В 2016 г. распространенность эпизодического употребления большого количества алкоголя среди подростков в возрасте 15–19 лет составила 13,6%, и наибольшему риску в этом отношении были подвержены подростки мужского пола.
- Вредное употребление алкоголя является причиной более чем 200 заболеваний и травм.
- Во всем мире в результате вредного употребления алкоголя ежегодно умирают 3 миллиона человек, что составляет 5,3% всех случаев смерти.
- В целом на употребление алкоголя приходится 5,1% глобального бремени болезней и травм согласно оценкам, полученным на основании числа лет жизни с поправкой на инвалидность (показатель DALY).
- Помимо последствий для здоровья вредное употребление алкоголя наносит значительный социальный и экономический ущерб отдельным людям и обществу в целом.
- Употребление алкоголя приводит к смерти и инвалидности на относительно раннем этапе жизни. Среди людей в возрасте от 20 до 39 лет примерно 13,5% всех случаев смерти связаны с употреблением алкоголя.
- Существует причинно-следственная связь между вредным употреблением алкоголя и целым рядом психических и поведенческих расстройств, других неинфекционных нарушений здоровья, а также травм.
Употребление табака
У подавляющего большинства сегодняшних потребителей табака данная привычка начала формироваться еще в подростковом возрасте. В 2018 г. табак во всем мире употреблял по меньшей мере каждый десятый подросток 13–15 лет, хотя в некоторых регионах этот показатель был значительно выше. Особенно опасными для детей и подростков являются электронные сигареты. Никотин вызывает сильную зависимость, а процесс развития головного мозга в молодом возрасте продолжается приблизительно до 25‑летнего возраста.
- Табак убивает почти половину употребляющих его людей .
- От табака умирает более 8 миллионов человек в год, в том числе 1,3 миллиона некурящих, подверженных воздействию вторичного табачного дыма .
- В 2020 г. табак употребляли 22,3% населения планеты: 36,7% мужчин и 7,8% женщин.
Психическое здоровье
Депрессия и тревожные расстройства входят в число ведущих причин заболеваемости и инвалидности подростков, а самоубийства занимают третье место среди причин смерти лиц в возрасте 15–19 лет. Половина всех нарушений психического здоровья у взрослых начинает развиваться гораздо раньше – до 14 лет, однако в этом возрасте их, как правило, не выявляют и не лечат.
Школьный (подростковый) возраст — один из самых сложных периодов в жизни человека. И именно в это время подросшему ребенку тяжелее всего бороться со стрессом, а вызвать его может что угодно.
Наступающие в это время гормональные перестройки, влияют, в том числе и на психику. Она становится очень чувствительной, в этот период ее можно сравнить с оголенными проводами: и то, и другое лишено защиты и искрит. Поэтому практически все подростки гиперчувствительны, очень вспыльчивы, обидчивы и подвержены резкой смене настроений.
Влияние стресса на здоровье
Ученые, которые исследовали влияние стресса на организм, пришли к выводу, что стресс – это тихий убийца современного общества. Не зря существует поговорка: "Все болезни от нервов!». Так вот, именно длительный стресс способен запустить механизм различных заболеваний: сахарный диабет, ревматоидный артрит, который приводит к хроническому воспалению суставов, поражая и сердечную мышцу, рассеянный склероз и т.п. Стресс может способствовать развитию практически любого заболевания (или даже вызывать их): от болей в пояснице и бессонницы до рака.
Стрессовое состояние опасно не само по себе, а тем, что способно провоцировать целый букет органических нарушений в виде сердечно-сосудистых, аллергических, иммунных и прочих заболеваний. Не говоря уже о том, что резко падает работоспособность человека, его жизненная и творческая активность. Дети, чья учеба связана с постоянным стрессом, они постоянно подвержены разным заболеваниям.
Наиболее частые заболеваний, которые, в основном, спровоцированы стрессом: заболевания желудочно-кишечного тракта, например, язвы, спазмы в нижней части живота, колит. Кроме того, дети, часто переживающие стресс, более подвержены простудным и инфекционным заболеванием, что объясняется ослабленным иммунитетом. Стресс может также стать причиной кожных болезней, например, вызывать зуд и сыпь.
Признаки стресса - физические и эмоциональные симптомы, которые проявляет подросток:
- повышенная утомляемость, угрюмость, апатичность;
- резкое увеличение аппетита, переход на сладкие и жирные продукты;
-недовольство собственной внешностью, чрезмерный уход за кожей, попытки похудеть или «накачаться»;
- злость, агрессивность, раздражительность в ответ на интерес к его жизни;
- резкое снижение успеваемости потеря интереса к учебе и хобби.
Средства борьбы со стрессом
Для того чтобы ребёнок был здоровым ему нужен здоровый сон, и чем меньше ребёнок, тем больше его потребность во сне. Исследования учёных показали, что деятельность детского мозга во сне по качеству намного превышает работу наяву.
Новый этап в борьбе со стрессами и депрессией – спортивные игры: в них идёт борьба за победу и важен командный дух. Влившись в команду, ребёнок не только разовьёт силу мышц, но и закалит силу духа, приобретёт психологический иммунитет. Совместные исследования психологов и инструкторов по лечебной физкультуре показывают, что лучшее лекарство от меланхолии — это аэробика. Специалисты обнаружили 3 главных секрета её благоприятного воздействия на детскую психику: ритмичная современная музыка, разнообразие движений, быстрый ритм, не дающий отвлекаться на грустные мысли, присутствие сверстников.
Ещё очень важно, чтобы у учащихся было хобби или любимый предмет, который давал бы возможность эмоциональной разрядки.
А для родителей главное– это не прекращать постоянного общения с почти уже взрослыми детьми. Если подросток замкнётся, то это навсегда.
Родителям следует забыть обращение «ты должен», вместо этого хорошо бы в разных вариациях повторять «ты можешь!».
Снимет стресс и ароматерапия. Необходимо больше есть фруктов и овощей, они богаты минералами и витаминами, улучшающими и активизирующими мозговую деятельность. За день выпивать не менее 2-х литров жидкости (воды, сока, чая), т. к. каждая клетка тела, в том числе и мозг, нуждается в
жидкости.
Основы рационального питания
Рациональным называется питание, которое обеспечивает нормальную жизнедеятельность человека, способствует улучшению его здоровья и предупреждает заболевания.
Принципы рационального питания — энергетическое равновесие, соблюдение режима прием пищи и сбалансированное питание.
Первый принцип рационального питания — энергетическое равновесие — предполагает соответствие энергетической ценности суточного рациона энергозатратам организма, не больше и не меньше.
Второй принцип рационального питания — сбалансированное питание. Это значит, что в организм должны поступать те вещества, которые ему нужны, и в том количестве или пропорциях, в которых это нужно. Белки — строительный материал для клеток, источник синтеза гормонов и ферментов, а также антител к вирусам. Жиры — склад энергии, питательных веществ и воды. Углеводы и клетчатка — топливо. Соотношение белков, жиров и углеводов в суточном рационе должно быть строго определенным.
Кратко нормы рационального питания можно представить следующим образом: животные жиры — 10%; растительные жиры — 12%; животные белки — 6%; растительные белки — 7%; сложные углеводы — 60%; сахара — 5%.
Третий принцип рационального питания — режим питания. Режим рационального питания характеризуется следующим образом: дробное питание 3-4 раза в сутки; регулярное питание — всегда в одно и то же время; равномерное питание; последний прием пищи не позднее, чем за 3 часа до сна.
Основами рационального питания являются следующие правила:
- Для того, чтобы рацион был полноценным и сбалансированным, необходимо потреблять разнообразные продукты, содержащие множество разных питательных веществ, микроэлементов, витаминов. Так вы сможете удовлетворить потребности организма в полном объеме.
- Обязательно при каждом приеме пищи съедайте хлеб, злаки, макаронные изделия или картофель. В этих продуктах содержится много белка и углеводов, а также клетчатка, минеральные вещества (кальций, магний, калий), витамины (аскорбиновая кислота, каротиноиды, фолиевая кислота, витамин В6), при этом в чистом виде эти продукты обладают невысокой калорийностью.
- Овощи и фрукты (а также бобовые) — обязательный компонент дневного рациона. В день вам необходимо съедать не менее 500 гр овощей и фруктов. В овощах содержатся необходимые организму пищевые волокна, витамины, органические кислоты и антиоксиданты. Особенно полезны зеленые и листовые овощи — шпинат, брокколи, руккола, салат, зелень, огурцы, брюссельская капуста.
- Каждый день необходимо потреблять молочные продукты с низким содержанием соли и жира — это ценный источник кальция.
- Жирное мясо замените на рыбу, птицу, яйца, бобовые или постное мясо. Белка в них содержится столько же, а вот ненужный животный жир кушать незачем — необходимое в соответствии с нормами рационального питания количество животного жира вы получите и из маложирных сортов мяса, рыбы и птицы.
- Выбирайте обезжиренные продукты, откажитесь от привычки есть хлеб с маслом, вместо жареной на масле пищи предпочитайте вареную или запеченную — жиры содержатся везде, и вы наверняка не останетесь без установленной нормами рационального питания порции жиров, а вот превышать ее не следует. Вместо сливочного и подсолнечного масла используйте оливковое - в нем содержится больше полезных веществ и антиоксидантов. Откажитесь от маргаринов и рафинированных масел — в них больше вредных веществ, чем полезных.
- Ограничьте употребление быстрых углеводов и сахаров — они не имеют никакой питательной ценности: все, что они дают организму — быстрая энергия, кариес и дисбаланс в обмене веществ. Помните, что доля быстрых углеводов по нормам рационального питания составляет всего лишь 5% общей суточной калорийности (это всего 150-200 ккал в сутки).
- Пейте воду. Для взрослого человека (не спортсмена) суточная норма воды — 2 литра, для спортсмена — 3-3,5 литров. Вода необходима для всех химических реакций в организме, без нее вы просто не сможете жить.
- Норма употребления поваренной соли для взрослого человека — 6 г в сутки. Современный же человек употребляет около 18 г поваренной соли в сутки. Откажитесь от употребления соленых, копченых и консервированных продуктов, научитесь есть слабосоленую пищу.
Гиподинамия – проблема современных молодых людей
Гиподинамия – ослабление мышечной деятельности, обусловленное сидячим образом жизни и ограничением двигательной активности. Гиподинамия возникает в результате малоподвижного образа жизни, вследствие перегрузок школьников домашними заданиями и соответственно сокращения времени для игр и спортивных занятий. Гиподинамию еще называют болезнью века и оборотной стороной прогресса.
Детей, особенно подростков, невозможно выгнать на улицу, потому что им там скучно. Спросите, в какие игры можно играть на улице? Думаю, что большинство не сможет насчитать и пяти. Конечно, проводить свободное время, играя в яркие, привлекательные компьютерные игры, смотря лежа на диване телевизор или общаясь со сверстниками в соцсетях, очень интересно. Поэтому дети и погружаются в виртуальный мир, проводя там все свободное время. Гиподинамия – это результат зависимости от гаджетов и социальных сетей. В наше время часто даже взрослые подвержены этому недугу.
Причины её распространения
Если говорить о причинах развития гиподинамии у школьников, то это, как правило, чрезмерные школьные нагрузки, которые не дают возможности детям как можно чаще играть либо заниматься спортом.
Порой в этом виноваты сами родители, которые не могут отучить ребенка от компьютерных игр и не приучают своих детей вести здоровый образ жизни. Одни родители уверены, что увлечение компьютером ограждает от негативного воздействия улицы. Другие родители стараются записать ребенка в кружки «умственного развития» уже в самом раннем возрасте. Но чем больше ребенок рисует или лепит, тем меньше он двигается, бегает и прыгает. Таким образом, они приучают своих детей к сидячему образу жизни, который рано или поздно скажется на здоровье.
Некоторые исследователи утверждают, что в 21 веке физическая нагрузка уменьшилась в 100 раз, по сравнению с предыдущими столетиями.
рекомендации по предупреждению этой болезни.
1. Ежедневная 30-минутная физическая зарядка, которая способна значительно снизить риск возникновения ожирения и других сопутствующих заболеваний у людей, ведущих сидячий образ жизни. Результаты проведённых учеными исследований убедительно доказали, что регулярные продолжительные аэробные физические нагрузки, при выполнении которых работают все основные группы мышц и возрастает частота пульса, оказывают защитный эффект относительно риска, связанного с гиподинамией.
2. Каждый день стараться давать организму физические нагрузки. (вместо лифта пользоваться лестницей, с работы и со школы стараться идти пешком, дома делать легкую зарядку).
3. Выполнять работу по дому самостоятельно, не прибегая к использованию посудомоечной или стиральной машин, пылесосу и швабре.
4. Если у вас есть возможность завести собаку, это прекрасный способ привести свой организм в порядок. Лучше не просто выпускать гулять ее, а, взяв за поводок, пройтись с ней по улицам и дворам.
5. Меньше времени проводить за компьютером и телевизором. Взять за правило не проводить перед ними не более 2 часов в день.
6. Записаться в спортивную секцию.
7. Приучить себя к активному отдыху. Летом можно купаться в открытых водоемах, ездить на велосипеде, кататься на роликах, зимой – на лыжах, коньках и санках, играть в настольный теннис, футбол, волейбол, баскетбол и различные массовые игры во дворе. А посещать бассейн можно круглый год.
8. Совершать ежедневные пешие прогулки. Даже простая ходьба, вызывая периодические сокращения и расслабления скелетных мышц, оказывает неоценимую помощь сердцу. Интересен и поучителен тот факт, что при ходьбе число шагов здорового человека совпадает, как правило, с ритмом сердечных сокращений.
Режим дня
Соблюдение режима дня способствует:
– нормальному росту и развитию детей;
– повышению иммунитета;
– здоровому сну;
– правильному пищеварению;
– восстановлению нервной системы;
– высокой работоспособности;
– бодрое состояние в течение длительного времени;
– помогает выработать полезные привычки и навыки;
– способствует укреплению воли.
Несоблюдение режима дня приводит к:
– чрезмерным нагрузкам;
– отставанию в физическом и умственном развитии;
– неврозам;
– заболеваниям сердечно-сосудистой системы;
– быстрому переутомлению;
Отсутствие четкого, строго соблюдаемого режима самым неблагоприятным образом влияет на организм. Работоспособность уменьшается, успеваемость снижается, а с течением времени появляются и признаки расстройства здоровья. Соблюдая режим дня – мы формируем условные рефлексы следования здоровому образу жизни и внутренне готовим организм к выполнению определённых видов работы.
Например, если мы в одно и то же время делаем уроки, организм привыкает и к этому времени вырабатывает способность собраться, сконцентрироваться, происходит не только психологический, но физиологический настрой – усиливается дыхание, кровообращение, активность мозга, это позволяет быстрее и лучше выполнить необходимое задание.
Если питаемся в одно и то же время, происходит интенсивное выделение пищеварительного сока, повышается перистальтика кишечника, что повышает эффективность пищеварения. Усвоение питательных веществ, в данном случае максимальное, что особенно важно для растущего организма. Если человек ежедневно, в одно и то же время ложится спать и просыпается, завтракает и обедает, выполняет утреннюю гимнастику, проводит закаливающие процедуры, что вырабатывает рефлекс на время, этих действия формируют динамический стереотип нервных процессов в коре головного мозга.
Важна последовательная повторяемость действий в определённое время. Таковы биологические и физиологические основы режима дня.
Нужно помнить, что состояние организма зависит от колебательных ритмических явлений внешней среды – смены света и темноты, метеофакторов, смены времени года, солнечной активности на примере магнитного поля земли.
Необходимо учитывать вышеперечисленные факторы и соблюдать простые, но необходимые требования:
– выполнение различных видов деятельности строго в определенное время;
– рациональное чередование работы и отдыха;
– регулярное и полноценное питание, не менее 3 раз в день и в одни и те же часы;
– занятия целенаправленной двигательной (физической) нагрузкой, не менее 6 часов в неделю;
– пребывание на чистом воздухе, не менее 2–3 часов в день;
– строгое соблюдение гигиены сна, не менее 8 часов в сутки, желательно ночной сон в одно и то же время.
В таблице представлена примерная структура режима дня для школьников разной возрастной категории.
Режим дня школьника
№
п\п
|
Пункты режима дня
|
Возраст (класс)
|
7–9 лет
(1–4класс)
|
10–12 лет (5–7класс)
|
13–14 лет (8–9класс)
|
15–16 лет (10–11класс)
|
|
Подъём
|
7.00
|
7.00
|
7.00
|
7.00
|
|
Утренние гигиенические процедуры (умывание, чистка зубов), одевание, уборка постели, гимнастика
|
7.00–7.30
|
7.00–7.30
|
7.00–7.30
|
7.00–7.30
|
|
Завтрак
|
7.30–7.50
|
7.30–7.50
|
7.30–7.50
|
7.30–7.50
|
|
Дорога в школу
|
7.50–8.20
|
7.50–8.20
|
7.50–8.20
|
7.50–8.20
|
|
Занятия в школе
|
8.30–12.30
|
8.30–13.30
|
8.30–14.00
|
8.30–14.30
|
|
Дорога из школы
|
12.30–13.00
|
13.30–14.00
|
14.00–14.30
|
14.30–15.00
|
|
Обед
|
13.00–13.30
|
14.00–14.30
|
14.30–15.00
|
15.00–15.30
|
|
Отдых
|
13.30–14.30
|
14.30–15.00
|
-
|
-
|
|
Прогулка на воздухе
|
14.30–16.30
|
15.00–16.30
|
15.00–17.00
|
15.30–17.00
|
|
Выполнение уроков
|
16.30–17.30
|
16.30–18.30
|
17.00–19.30
|
17.00–20.00
|
|
Прогулка на воздухе
|
17.30–19.00
|
18.30–19.30
|
19.30–20.30
|
20.00–21.00
|
|
Ужин, свободное время
|
19.00–20.00
|
19.30–20.30
|
20.30–21.00
|
21.00–21.30
|
|
Вечерний туалет
|
20.00–20.30
|
20.30–21.00
|
21.00–22.00
|
21.30–22.00
|
|
Сон
|
20.30–7.00
|
21.00–7.00
|
22.00–7.00
|
22.00–7.00
|
Здоровье
Здоровье – это ценность и богатство,
Здоровьем людям надо дорожить!
Есть правильно и спортом заниматься,
И закалятся, и с зарядкою дружить.
Чтобы любая хворь не подступила,
Чтоб билось ровно сердце, как мотор,
Не нужно ни курить, ни пить, ни злиться,
Улыбкой победить любой укор.
Здоровый образ жизни – это сила!
Ведь без здоровья в жизни никуда.
Давайте вместе будем сильны и красивы
Тогда года нам будут не беда!
Лена Одинцова
Литература:
Ворона А.А. ГИПОДИНАМИЯ – БОЛЕЗНЬ СОВРЕМЕННОСТИ // Международный школьный научный вестник. – 2019. – № 3-3. ;
Лячина А.В. РЕЖИМ ДНЯ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ОРГАНИЗМ // Старт в науке. – 2019. – № 1-2. ;
Зимина Л.А., Боева А.В. ХАРАКТЕРИСТИКА НЕКОТОРЫХ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ЗДОРОВЬЕ МОЛОДЕЖИ
Елезанова Е.В.// Я познаю мир. Психология: энцикл. // М.: АСТ: Астрель, 2005г.
Попова Л.М. И.В. Соколов, О. Грегори. Как противостоять стрессу. - Спб.: ТОО «Лейла», 1996г.
раскрыть » / « свернуть