ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА
(Занятие Родительского университета для родителей IX класса, 1 четверть)
В.В. Лаврисюк, учитель английского
языка государственного учреждения
образования «Беловежская средняя школа»
Каменецкого района»
Цель: расширение информационно-образовательного пространства родителей в вопросе возрастных особенностей подростков, оказание эффективной поддержки здорового развития подростков в период перехода их ко взрослой жизни, помощь в построении нормальных отношений с подростками.
Задачи:
- дать представление о возрастных особенностях подростков, симптомах подросткового кризиса;
- определить конкретные препятствия и риски, стоящие перед подростками, готовящимися ко взрослой жизни;
- охарактеризовать основные компоненты развития подростка;
- научить родителей определять реальные потребности подростка.
Целевая аудитория: законные представители учащихся IX класса.
Форма проведения: семинар-практикум.
Оборудование: мультимедийный проектор, памятки, гексы
Ход родительского собрания
1. Мотивационный этап
Цель: настроить аудиторию на плодотворную работу по теме семинара-практикума.
-Здравствуйте, уважаемые родители! Мы собрались здесь, чтобы поговорить о наших детях. А что лежит в основе воспитания? Что значит любить ребенка? Начнем с того, что вы расскажете о своих чувствах и отношении к детям.
Упражнение
«Меня зовут… Я люблю своего ребенка за то, что он…»
Цель: дать родителям возможность назвать положительные черты своих детей.
Родители становятся в круг и продолжают фразу «Меня зовут… Я люблю своего ребенка за то, что он…»
2. Целеполагание
Цель: познакомить участников семинара с целями и задачами.
Сегодня мы обсудим детско-родительские отношения, возрастные особенности подростков, роль родителей в здоровом развитии подростков в период перехода их ко взрослой жизни.
3. Выступление педагога-психолога
Цель: дать представление о возрастных особенностях подростков, симптомах подросткового кризиса.
Добрый день, уважаемые родители!
Наши дети взрослеют, становятся умнее, и нам с вами хотелось бы, чтобы проблем в общении, во взаимодействии с ними становилось меньше, но так не происходит. Почему? Сегодня мы попытаемся вместе найти причины появления различных проблем в поведении учащихся.
Подростковый возраст связан с перестройкой организма ребенка, то есть с некоторыми физиологическими изменениями. Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие – позже, подростковый кризис может возникнуть и в 11, и в 13 лет. Начинаясь с кризиса, весь период обычно протекает трудно и для ребенка, и для близких ему взрослых. Поэтому подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом. Этот возраст действительно резко отличается от прочих этапов жизни ребенка. Говоря о подростках, можно рассматривать самые разные проблемы: общение со сверстниками, осознание себя и своего жизненного пути, интересы и увлечения подростков. Сегодня мы поговорим о психологических особенностях этого возраста и о том, как на эти особенности можно опираться при построении контакта с ребенком.
Так как подростковый возраст характеризуется физическим созреванием и психическим взрослением, это может выражаться в следующих чертах характера:
- повышенная чувственность;
- плаксивость (особенно у девочек);
- противоречивость в мыслях и поступках;
- бунтарский дух поведения.
Я перечислю характерные черты личности подростка:
- эмоциональная неустойчивость;
- застенчивость;
- агрессивность;
- юношеский максимализм;
- отсутствие чувства адекватной реальности;
- повышенная тревожность;
- стремление к самостоятельности, не подкреплённое соответствующими физическими и психологическими способностями.
Особенности личности ребенка в подростковый период, на которые необходимо обратить внимание:
- Чувство взрослости. Ребенок претендует на равноправие в отношениях со взрослыми и идет на конфликты, отстаивая свою позицию. Подросток желает оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Кроме того, у него проявляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения. Поскольку в подростковом возрасте все нестабильно, взгляды могут измениться через пару недель, но защищать противоположную точку зрения ребенок будет так же, как предыдущую.
2. Самостоятельность выражается в стремлении к независимости от взрослых, освобождению от их опеки, контроля и в разнообразных увлечениях – не учебных занятиях. Ребенок сам выбирает себе занятия по душе, тем самым удовлетворяя и потребность в самостоятельности, и познавательную потребность.
3. Эмоциональное общение со сверстниками. Близкий друг для подростка, обычно его ровесник, - это своеобразный психотерапевт, который умеет выслушать и посочувствовать, понимающий и принимающий его переживания, помогающий преодолеть неуверенность в своих силах, поверить в себя. В дружеских отношениях подростки крайне избирательны. Но сам круг общения не ограничивается близкими друзьями. У детей в это время появляется много знакомых и, что еще более важно, образуются неформальные группы или компании.
4. Отношения со взрослыми, прежде всего с родителями (этого раздела мы коснемся более подробно). Влияние родителей уже ограничено - им не охватываются все сферы жизни ребенка. Взгляды подростка на жизнь в первую очередь зависят от позиции родителей. В то же время, нуждаясь в родителях, в их любви и заботе, в их мнении, подростки испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в правах. То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроиться - принять чувство взрослости своего ребенка.
Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за родительского контроля за поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т. д. Наиболее благоприятный стиль семейного воспитания - демократичный, когда родители не ущемляют права ребенка, но одновременно требуют выполнения обязанностей, а контроль основан на теплых чувствах и разумной заботе.
Гиперопека, как и вседозволенность, равнодушие или диктат препятствуют успешному развитию личности подростка.
Когда ребенок достигает подросткового возраста, можно разделить все предъявляемые к нему требования на три условные группы:
- Требования, выполнение которых не обсуждается. Это те требования, которые имеют непосредственное отношение к обеспечению безопасности: возвращаться домой к определенному времени, звонить, если задерживаешься, а также некоторые требования, касающиеся обязанностей ребенка по дому и в школе.
2. Требования, выполнения которых родители должны обсуждать с подростком. Например, сколько времени проводить за компьютером или как планировать свободное время.
3. К этой группе относится то, что ребенок решает самостоятельно, но вы готовы оказать ему помощь поддержкой или советом, если потребуется.
Постепенно некоторые требования могут переходить из одной группы в другую: скажем, когда вы уверенны в том, что ваш ребенок способен самостоятельно планировать выполнение уроков, контроль можно передать ему.
Если родители подростка непостоянны в своих реакциях на его поведение и учение: то хвалят и жалеют, то, наоборот, ругают и сурово наказывают, не обращая на него внимания, ребенок становится тревожным, озлобленным – он не знает, что делать!
Если подростку кажется, что с ним считаются, его мнение имеет значение для взрослых, это, с одной стороны, помогает поддерживать его самооценку, а с другой – облегчает контакт с ним. [1, с.43]
4. Основная часть
1) Погружение в тему – упражнение «Портрет современного подростка»
Цель: составить характеристику современного подростка с разных позиций.
- Уважаемые родители, я предлагаю вам разделиться на две группы «Родители», «Подростки» (можно провести жеребьевку). В третью группу «Эксперты» войдут психолог школы и педагог социальный. Я попрошу вас выполнять задания с учетом того, в какую группу вы войдёте: то есть, если вы в группе «Подростки», то отвечайте так, как вы бы ответили в подростковом периоде.
Группам «Родители» и «Подростки» выдаются листы с набором индивидуальных характеристик «Портрет современного подростка», где перечислены индивидуальные особенности подростка (приложение 1). Участники групп с учетом принадлежности к определенной группе выбирают черты, которые свойственны подросткам, дополняют этот список и составляют портрет современного подростка. Затем группы «Родители» и «Подростки» зачитывает составленную характеристику, после чего проводится общее обсуждение совместно с группой «Эксперты». Педагог-психолог и социальный педагог комментируют выбор групп.
2) Обсуждение конкретных ситуаций «Современный подросток – кто он?» Метод «Case-study»
Цель: проанализировать конкретные ситуации.
Метод конкретных ситуаций (англ. Case method, кейс-метод, метод кейсов, метод ситуационного анализа) — техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и иных ситуаций. Обучающиеся должны исследовать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы основываются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации. [2]
Сейчас вы познакомитесь с ситуациями, возникающими у подростков с окружающими людьми. Просим вас проанализировать каждую ситуацию: группа «Родители» - со стороны родителей, группа «Подростки» - со стороны не менее сложной роли ребят.
В ходе дискуссии вам необходимо рассмотреть ситуации и предложить выход из них, исходя из своей роли. А эксперты подведут итог обсуждения групп. На обсуждение каждой ситуации группам даётся по 2 минуты.
Помните: мы не ищем, кто прав, это может быть бесконечно. Мы ищем конструктивное, продуктивное решение.
Ситуация 1
Действие происходит дома у подростка.
Мать: Ты опять не прибрал в своей комнате.
Сын: Сейчас уберу (сам не встаёт с места)
Отец: Ты не заполнил дневник? В чем дело? Это же твоя обязанность.
Сын: Успею. Дайте мне посмотреть фильм.
Мать: Ты опять получил двойку по контрольной работе. Опять Вера Ивановна будет вызывать нас в школу. Как все это мне надоело! Иди, учи уроки!!!
Сын: Ну, началось… Я уже взрослый и сам решу, когда мне надо убираться, когда учить уроки. Мне тоже всё это надоело. Всё вам не так. Лучше уйду жить к бабушке, если вам мешаю.
Вопросы для обсуждения ситуаций:
Какой конфликт был представлен?
Назовите причину конфликта.
Кто прав и не прав в данной ситуации?
Каковы, на Ваш взгляд, пути разрешения конфликтной ситуации?
Обсуждения в группах: «Родители» и «Дети»; выводы группы «Эксперты».
Ситуация 2
Действия происходят на уроке математики.
Учитель: Данила, ты сегодня опять забыл учебник?
Данила: Я думал, что сегодня алгебра.
Учитель: Домашнюю работу сделал?
Данила: Но я же сказал, что принёс алгебру.
Учитель: По алгебре сделал домашнюю работу?
Данила: Но сегодня же геометрия. Вы же сами только сейчас сказали.
Учитель: Подай, пожалуйста, дневник.
Данила: Один раз забыл и уже – дневник. Я его дома забыл.
Учитель: Завтра пусть родители придут в школу.
Данила: Зачем? Как всё надоело! Быстрее бы школу закончить.
Собирает вещи, хлопает дверью и уходит.
Вопросы для обсуждения ситуаций:
Какой конфликт был представлен?
Назовите причину конфликта.
Каковы, на Ваш взгляд, пути разрешения конфликтной ситуации?
Обсуждения в группах: «Родители» и «Дети»; выводы группы «Эксперты».
5. Практический этап
1) Прием гексов
Цель: создать модель современного подростка на основе родительских ассоциаций.
Одним из новых и набирающих популярность приёмов является применение гексов (шестиугольников).
Каждая из шестиугольных карточек -это краткие знания по определённому аспекту. Каждый из шестиугольников соединяется с другим, благодаря определённым понятийным или событийным связям. [3]
- Уважаемые родители, на доске для групп «Родители» и «Подростки» заготовлен шестиугольник с надписью «Подросток». Перед вами есть чистые шестиугольники, в которые вы впишите ваши ассоциации на тему «Подросток» (приложение 2).
Участники записывают ассоциации на шестиугольниках и прикрепляют их на доске.
Обсуждение полученных ассоциаций и форм. При помощи группы «Эксперты» обсуждают полученные гексы: их форму и содержание. Например, родители разместили шестиугольники в форме цветка или линии. Почему они выбрали такую форму размещения?
2) Разработка родителями советов для подростков
Цель: способствовать осознанию родителями положительных и отрицательных качеств подростков.
- Уважаемые родители, предлагаю вам почувствовать себя в роли эксперта и написать по три совета для подростков.
Родители в течение 3 минут пишут советы и презентуют их.
6. Подведение итогов работы
Цель: подвести итог семинара-практикума и оценить, достигли ли цели.
Каждой группе раздаются бумажные силуэты ребёнка и родителя, на которых написаны фразы: «Теперь я знаю…», «В общении с родителями я буду…» («Подростки»); «Теперь я знаю…», «В общении с ребёнком я буду…» («Родители»). Все зачитывают фразы и продолжают их.
Закончить нашу встречу мне бы хотелось словами Эдуарда Асадова. Звучит стихотворение (песня) «Берегите своих детей». [4]
Берегите своих детей, -
Их за шалости не ругайте!
Зло своих неудачных дней
Никогда на них не срывайте!
Не сердитесь на них всерьёз,
Даже если они провинились,
Ничего нет дороже слёз,
Что с ресничек родных скатились! . .
Если валит усталость с ног
Совладать с нею нету мочи,
Ну, а к Вам подойдет сынок
Или руки протянет дочка ?
Обнимите покрепче их,
Детской ласкою дорожите
Это счастья короткий миг!
Быть счастливыми поспешите!
Ведь растают как снег весной,
Промелькнут дни златые эти, -
И покинут очаг родной
Повзрослевшие Ваши дети!
Перелистывая альбом
С фотографиями детства,
С грустью вспомните о былом
О тех днях, когда были вместе!
Как же будете Вы хотеть
В это время опять вернуться! -
Чтоб им маленьким песню спеть,
Щечки нежной губами коснуться!
И пока в доме детский смех,
От игрушек некуда деться, -
Вы на свете счастливей всех,
Берегите, пожалуйста, детство!
-Уважаемые родители! Наш эксперт: социальный педагог подготовил для вас рекомендации в виде памяток (приложение 3, 4). (педагог социальный раздаёт памятки.)
Список использованных источников
1. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: учебное пособие /Л.Ф. Обухова. – М.: Педагогическое общество России. 1999.– 442 с.
2. Википедия. Метод кейсов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4_%D0%BA%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%BE%D0%B2 . – Дата доступа: 14.02.2022
- Блог/сайт, посвящён педагогам Дидактор. Педагогическая практика. Шестиугольное обучение как образовательная технология. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://didaktor.ru/shestiugolnoe-obuchenie-kak-obrazovatelnaya-texnologiya/. – Дата доступа: 14.02.2022
- Youtube [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=2WoSXsUV3nQ . – Дата доступа: 14.02.2022
Приложение 1
Материалы к упражнению «Портрет современного подростка»
Болтлив
Чрезмерно подвижен
Имеет высокие требования к себе
Не сопереживает другим людям
Ощущает свою отверженность
Имеет низкую самооценку
Часто ссорится с взрослыми
Создает конфликтные ситуации
Чрезмерно подозрителен
Постоянно контролирует свое поведение
Чрезмерно обеспокоен какими-либо событиями
Перекладывает вину на других
Беспокоен в движениях
Часто спорит со взрослыми
Кажется безразличным к окружающему
Любит компьютерные игры
Часто теряет контроль над собой
Отказывается выполнять просьбы
Импульсивен
Часто дерется
Имеет отсутствующий взгляд
Выполняет требования взрослых
Самокритичен
Не может адекватно оценить свое поведение
Увлекается музыкой
Обладает разнообразными интересами
Опасается вступать в новую деятельность
Часто специально раздражает взрослых
Задает много вопросов, но редко дожидается ответов
Послушен и исполнителен дома
Ведёт активный образ жизни
Высокая самооценка
Толкает, ломает, рушит все кругом
Чувствует себя беспомощным
Самостоятелен
Подвижен
Коммуникабелен
Приложение 2
Приложение 3
ПАМЯТКА
«Основные правила, которые необходимо учитывать родителям
при взаимодействии с подростком»
- Заинтересованность и помощь. Родительская поддержка порождает доверительные отношения между детьми и родителями и влечет за собой высокую самооценку подростков, способствует успехам в учебе и нравственному развитию. Недостаточная родительская поддержка, наоборот, может привести к низкой самооценке ребенка, плохой учебе, импульсивным поступкам, слабой социальной адаптации, неустойчивому и антиобщественному поведению.
- Способность родителей слушать, понимать и сопереживать. Неспособность родителей к эмпатии (сопереживанию), отсутствие у них эмоциональной восприимчивости и понимания мыслей и чувств ребенка могут привести к развитию равнодушия и у ребенка. Уважение к подростку, общение родителей с ним способствуют установлению гармоничных отношений в семье.
- Любовь родителей и положительные эмоции в семейных отношениях связаны с близостью, привязанностью, любовью, восприимчивостью; члены семьи при этом проявляют взаимную заинтересованность и отзывчивость. Если же в семье преобладают отрицательные эмоции, то наблюдается холодность, враждебность, отторжение, что может привести либо к преобладанию у ребенка потребности в любви (во взрослом возрасте), либо к формированию у него замкнутости, холодности, неспособности выразить свою любовь к близким людям, в том числе и к детям.
- Признание и одобрение со стороны родителей.
- Доверие к ребенку. Недоверие к детям, как правило, свидетельствует о том, что родители проецируют на них свои собственные страхи, тревоги или чувство вины. Неуверенные в себе родители (или пережившие определенные трудности в прошлом) больше других склонны бояться за своих детей.
- Отношение к ребенку как к самостоятельному и взрослому человеку. Достижение подростком самостоятельности происходит в процессе индивидуализации, когда он занимается формированием собственной индивидуальности и в тоже время устанавливает новые связи с родителями. Подросток пытается изменить отношения с родителями, стремясь при этом сохранить прежнее общение, привязанность и доверие. Чтобы проявить собственную индивидуальность, подростки ориентируются на иную, чем у родителей, систему ценностей, ставят перед собой иные цели, иные интересы и иные точки зрения.
- Руководство со стороны родителей. Наиболее функциональными являются те семьи, где родители проявляют гибкость, приспособляемость и терпимость в своих взглядах и поведении. Родители, не проявляющие гибкости в воспитании подростков, отказываются пересматривать свои взгляды и менять точку зрения; они нетерпимы, излишне требовательны, всегда настроены критически и возлагают на детей неоправданные надежды, не соответствующие их возрасту. Это пагубно влияет на самооценку подростка, подавляет развитие его личности, что, в конце концов приводит к стрессовым ситуациям в отношениях между родителями и детьми.
- Личный пример родителей: способность подать хороший пример для подражания; следовать тем же принципам, которым учат детей. Так как процесс идентификации у подростков отчасти протекает в семье, те из них, кто гордится своими родителями, как правило, чувствуют себя достаточно комфортно в окружающем мире.
- Тесное сотрудничество со школой. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем или со специалистами (педагогом-психологом, социальным педагогом).
- Интерес к тому, с кем общается ваш ребенок.
Помните: основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание.
Приложение 4
Рекомендации
по учету возрастных и психологических особенностей подростков
Родителям следует учитывать изменения, происходящие с подростком:
Положительные изменения, происходящие с подростком
|
Негативные изменения, происходящие с подростком
|
Проявление чувства взрослости
|
Ранимая неустойчивая психика, высокая тревожность
|
Рост самосознания, самооценки, саморегуляции
|
Проявление эгоцентризма
|
Повышенное внимание к своей внешности (рост, фигура, лицо, одежда)
|
Намеренное манипулирование взрослыми
|
Проявление самостоятельности в приобретении знаний, умений и навыков
|
Внутренний конфликт и конфликт с окружающими
|
Появление познавательной мотивации
|
Повышенное негативное отношение к учителям, родителям, взрослым
|
Желание быть не хуже, а лучше других
|
Страх одиночества
|
Родителям следует:
-Нормализовать семейные отношения. Ребенок не должен быть свидетелем ссор и скандалов.
- Пересмотреть стиль воспитания ребенка. Придерживаться одного стиля воспитания всем членам семьи.
- Не злоупотреблять своим бесконечным «нельзя», «не надо», препятствующими развитию детей.
- Принимать его таким, какой он есть, и любить со всеми недостатками, чтобы он не чувствовал себя отверженным родителями
- Что-то, требуя от ребенка, учитывайте его возможности, а не то, как Вам хотелось бы это видеть.
- Пытаться погасить конфликт еще в зародыше, направляя интерес ребенка в другое русло.
- Учить детей выплескивать свой гнев приемлемыми для его возраста способами, переводя физическую агрессию в вербальную, чтобы уменьшить нервно – психическое напряжение ребенка (можно даже разрешить закрыть дверь в комнате и кричать в ней, можно сочинить сказку, в которой появится возможность выплеснуть негативные эмоции, физическая нагрузка – от игры в мяч до - Научите сочувствовать другим людям.
- Не оскорбляйте достоинства подростка грубыми словами.
раскрыть » / « свернуть