Учитель-дефектолог - Беловежская СШ

Учитель-дефектолог

Филон Дарья Вадимовна

Закончила факультет переподготовки специалистов образования института повышения квалификации и переподготовки кадров.

Специальность: интегрированное обучение и воспитание в школьном образовании.

Среда

10.25-11.25

 

Пятница

14.30-15.30

 



Рекомендации для родителей по работе с детьми, имеющими нарушения письменной речи

   Нарушения письменной речи, наряду с нарушениями устной речи, требуют большого внимания, как в школе, так и дома. Разумеется, полноценное обучение и коррекция невозможны, без закрепления изученного материала, особенно если нарушение письма ярко выражено, а возможности часто посещать логопеда - нет. Школьный логопед, обычно если и задает домашнее задание, то старается минимизировать его объем и придать игровой характер (здесь уместна работа со схемами, ребусами, задания типа «вставить букву» и т.д.). Но не стоит забывать, что программа по русскому языку рассчитана на нормативно развивающихся учащихся и детям, имеющим нарушения речи, приходится сложно как на уроке, так и при выполнении домашнего задания. Как же оптимизировать процесс работы дома, сделать его менее обременительным и более результативным? Ответ один – взять под четкий контроль процесс выполнения заданий дома.

   Прежде всего, стоит упомянуть о рабочем месте ребенка. Оно должно быть удобным. Стоит исключить различные шумовые раздражители (телевизор, музыкальный центр и т.д.). Рабочее место должно быть хорошо освещено. Поскольку, дети - дисграфики (имеющие нарушения письма) не отличаются большим желанием выполнять письменные задания, они очень отвлекаемы. Поэтому будет правильным убрать со стола предметы, которые не пригодятся ребенку в работе. Не лишним будет упомянуть о том, что ребенок должен правильно сидеть, то есть спина прямая, оба локтя на столе, голова на достаточном расстоянии от тетради.
   Выбор письменных принадлежностей играет не последнюю роль в процессе овладения письменной речью, особенно, если речь идет об учащихся первых или вторых классов. Ручка должна быть не просто красивой, она должна быть, прежде всего, удобной, то есть комфортно помещаться в руке ребенка. Ручка должна хорошо писать, не должна пачкать тетрадь. Преимущество лучше отдать ручкам, которые пишут более тонко. Если ребенок неправильно держит ручку и карандаш, то стоит уделить внимание карандашам с тремя гранями и подобным насадкам на ручки.

   Стоит обратить внимание на то, что всем детям, а тем более, имеющим нарушения речи, будет полезно письмо с послоговым проговариванием вслух, то есть ребенок сам себе диктует по слогам и записывает в тетрадь. Если при чтении ребенок делает много ошибок, путает буквы, переставляет слоги (дислексия), так же стоит перейти на более медленное, послоговое чтение. Полноценное овладение навыком чтения целыми словами, возможно только при правильном слоговом чтении.
   Поскольку, у детей с дисграфией часто страдает почерк (корявый, мелкий), стоит обратить внимание ребенка на то, что буквы должны быть крупными и понятными. Если родители дополнительно работают над почерком ребенка, то стоит отдать предпочтение различным прописям или игровым таблицами и материалам. Стоит избегать длительной работы по прописыванию определенных букв, слогов в тетради, это может вызвать утомляемость и негативное отношение к работе подобного рода.
   После выполнения ребенком упражнения, следует попросить проверить написанное им задание. Здесь так же будет уместным медленное, послоговое чтение вслух написанного материала. Если ребенок не заметил допущенную им ошибку, стоит указать на слово с ошибкой и попросить повторно его прочесть.
   При выполнении письменных заданий большого объема, лучше разбить его на части, чтобы избежать утомляемости ребенка и негативного отношения к процессу письма. При планировании работы, часто, лучше опираться не на объем выполненной работы, а на время занятия. То есть, определить временную границу занятия и озвучить ее ребенку, чтобы ученик не пытался сделать задание «наспех». В противном случае письменная работа будет неаккуратной и с большим количеством ошибок.

   В перерывах между выполнениями письменной работы лучше отвлечь ребенка игрой или совершить небольшую прогулку, чтобы ученик смог отдохнуть и переключиться на другой вид деятельности. Стоит исключить компьютер и телевизор, так как эти занятия не способствую отдыху ученика и после них гораздо сложнее усадить ребенка за занятия.
Не смотря на то, что современные дети стремятся провести свободное время у телевизора, а не с книгой, стоит стремиться приобщить ученика к чтению. Здесь очень важно учесть интересы ребенка и не навязывать ему книгу, а отталкиваться от его пожеланий. Начать читать книгу можно вместе, то есть родитель читает, а ребенок выступает в роли слушателя, например, по несколько минут, перед сном. Когда ребенок заинтересуется книгой и сюжетом, целесообразно будет предложить ребенку почитать самому или для родителя. Стоит помнить, что дети очень любят делать что-то вместе с взрослыми людьми, поэтому, подобная организация благотворно скажется и на процессе чтения и а межличностных отношениях родителей и детей.
Не лишним будет отметить, что дети, имеющие нарушения речи, должны соблюдать режим. То есть в определенное время ложиться и в определенное время вставать. Должно быть время, отведенное для занятий, чтобы ребенок привык к этому и знал, когда ему сесть за домашнюю работу. Как уже было сказано, следует дозировать время, проведенное за компьютером и у телевизора. 
    Разумеется, факт соблюдения всех этих правил не сможет мгновенно искоренить все речевые проблемы ребенка, но существенно облегчит ему жизнь, поможет при обучении и создаст все предпосылки к устранению дефекта. 

Дисграфия и дислексия – что это?

Научить детей читать и писать – задача не из лёгких. Это нам взрослым, у которых эти процессы давно автоматизированы, кажется всё это элементарным. Но далеко не всем детям легко и просто удаётся освоить письмо и чтение. Ребёнок может быть во многом умнее и талантливее своих сверстников – и делать самые невероятные, с точки зрения родителей, ошибки при чтении и письме. Например, пропускать или заменять буквы, писать все слова или предлоги со словами вместе и наоборот – из одного слова сделать два. Относить эти ошибки к невнимательности будет ошибочно. Такого рода ошибки называются специфическими. Прежде всего, их необходимо проанализировать. Если специфические ошибки у ребёнка встречаются редко, от случая к случаю или, вообще, единичны, то это, скорее всего, результат переутомления и невнимательности. Здесь необходимо дальнейшее наблюдение. Но если эти ошибки повторяются в каждой письменной работе – значит, они носят стойкий характер. Наличие стойких специфических ошибок на письме говорит о том, что у ребёнка частично нарушен процесс письма – это так называемая дисграфия. А вот наличие стойких специфических ошибок при чтении – это дислексия. Нередко оба вида расстройства наблюдаются у одного и того же ребёнка, при этом признаков отставания в умственном развитии у него нет. У мальчиков дислексия встречается в 3-4 раза чаще, чем у девочек.

Я не буду перечислять все возможные причины дисграфии и дислексии, но отмечу, что одной из основных причин является нарушение или задержка в развитии фонематического восприятия.

     На какие же ошибки следует обратить внимание прежде всего?

1. если дети смешивают буквы при чтении и на письме по так называемому оптическому сходству: б-д, п-т, и-у, о-а, З-Е, л-м, н-к, х-ж, ш-щ, и-ц и др.,

2. ошибки, связанные с нарушением произношения; дети пишут так, как говорят: «сапка» - шапка, «лакета» - ракета,

3. ошибки, связанные с нарушением фонематического восприятия: дети путают гласные ё-ю, о-у, согласные – чаще звонкие и глухие парные, ч-ц,     ч-т’, ч-щ, свистящие - шипящие,

4. пропускают буквы, слоги, не дописывают слова,

5. если при письме наблюдается «застревание» на буквах и слогах: «берёёза», «рабобота»,

6. большой % ошибок у детей может быть связан с неумением обозначать мягкость согласных на письме: «свокла» - свёкла, «крылцо» - крыльцо,

7. дети пишут слова, предлоги со словами слитно или наоборот слова делят на части: «ок» «но»,

8. дети с дисграфией не держат строку, игнорируют заглавную букву, точку в конце предложения.

     Что делать и чего делать нельзя, если у ребёнка дисграфия или дислексия?

Ещё раз хочу напомнить, что если эти ошибки единичны, то причины надо искать в другом.

Не следует браться за дисграфию и дислексию самостоятельно. Необходимо обратиться к специалисту - дефектологу. Ни в коем случае не слушайте того, кто порекомендует вашему ребёнку больше писать и читать. Не заставляйте ребёнка все выходные и каникулы читать, списывать огромные тексты и писать под диктовку. Вы и ваш ребёнок зайдёте в тупик – количество ошибок будет только увеличиваться. Подход к ребёнку, страдающему такими нарушениями, должен быть совсем другим. На первых этапах работа идёт в основном устная – упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ и синтез слов.

     Чем же вы, как родители, можете помочь детям? Первый совет дефектолога – развивайте речь ребёнка, чаще разговаривайте с ним. Учительница, наверное, предложит вам список книг, которые вашему ребёнку необходимо будет прочитать летом. Уважаемые родители, найдите время почитать с ребёнком вместе. Например, готовите ужин – посадите ребёнка на кухне, пусть он вам почитает. Задайте вопросы по прочитанному, чтобы понять насколько он понял содержание. Вопросы задавайте так, чтобы они требовали развёрнутого ответа. Попросите ребёнка пересказать то, что он прочитал. А завтра пусть он расскажет это же бабушке или дедушке.

Работая таким образом с ребёнком, вы не только закрепите и улучшите навык чтения, но и разовьёте речь и память ребёнка.

     Как ещё можно развивать речь у ребёнка? Развивайте мелкую моторику пальцев рук. Научно доказано, что развивая мускулатуру пальцев, мы стимулируем и развиваем речь ребёнка. В домашних условиях можно выполнять следующие упражнения: рисование, штриховка, обведение по контуру, раскрашивание, рисование узоров по клеточкам в тетради, разминание пальцами теста, пластилина, нанизывание бусинок, пуговиц, шнуровка, вырезание ножницами, конструирование из бумаги и др. Эти упражнения будут не только способствовать развитию речи, но и развивать мускулатуру руки, а значит, помогут улучшить почерк ребёнка.

     Есть ещё одно, на мой взгляд, важное и нужное упражнение. Называется оно «Корректурная проба». По данным психологов, при условии выполнения этого упражнения не менее 5-ти раз в неделю (но лучше ежедневно) в течение 5-ти минут через 2-3 месяца количество ошибок уменьшится. Дома можете дать ребёнку какую-нибудь книгу, желательно не интересную с достаточным по размеру шрифтом (сравните со шрифтом в его учебниках). В этой книге ребёнок должен ежедневно зачёркивать заданную букву. Вначале это может быть одна буква, а через несколько дней, когда количество пропущенных букв уменьшится, можно задание усложнить: одну букву зачеркивать, другую обводить в кружок. Буквы могут выбираться произвольно, но сразу не желательно давать гласные «а» и «о», т. к. их слишком много в тексте. Также, если дети смешивают близкие по звучанию буквы, то давать задания с этими буквами следует несколько позднее. Результат после выполнения такого рода заданий появится не сразу, но он обязательно будет.

     Вообще, надо сказать, что в работе с такими проблемами нельзя ждать быстрых результатов. Необходимо набраться терпения.

В завершение нашего разговора хочу пожелать вам, уважаемые родители, терпения и успехов в обучении и воспитании ваших детей, пусть ваши дети будут здоровы. Давайте беречь их и любить такими, какие они есть: с дефектами или без дефектов, с проблемами или без них. Давайте надеяться на то, что когда-то они оправдают наши надежды. 

Ранняя профилактика дисграфии 

Предупредить возможность возникновения дисграфии у детей дошкольного возраста возможно путём устранения у них уже появившихся её предпосылок. Наличие предпосылок дисграфии – это уже патология, одним из основных видимых признаков которой является отклонение от нормального хода речевого развития. Это отклонение проявляется в том, что у ребёнка оказывается несформированной какая-то психическая функция (или ряд функций),

которая уже должна бы быть сформирована к данному возрасту. Сам по себе факт существования предпосылок дисграфии свидетельствует о том, что она уже как бы имеется, но пока ещё в скрытом виде. «Скрыта» же она лишь до тех пор, пока ребёнок не взялся за ручку и тетрадь. Как только это произойдёт – мы её (дисграфию) сразу увидим наяву.

   Основная опасность состоит в том, что родители в подавляющем большинстве случаев не замечают имеющегося отставания в развитии ребёнка и вплоть до поступления его в школу полагают, что у него «всё нормально». Если же иногда и появляется смутная догадка, что «что-то не так», очень многие успокаивают себя: «С возрастом всё пройдёт!»

   Не пройдёт это с возрастом, а только ещё больше укоренится и к тому же «обрастёт» массой других нарушений.

   Когда мы говорим преодолении уже имеющихся предпосылок дисграфии, то это, образно говоря, меры пожарного порядка – необходимо срочно «подправить» какие-то «западающие» звенья до начала обучения ребёнка грамоте. Но эти меры являются уже порядком запоздалыми. Поэтому теперь мы поведём речь о том, как такого «западания» избежать, как предупредить саму возможность его появления. 

         Профилактические меры в период до рождения ребёнка

     Огромная важность самого раннего периода развития часто недооценивается родителями или даже вообще не принимается ими во внимание – их беспокоит только уже проявившаяся патология устной или письменной речи, но никак не её причины. Однако предпосылки дисграфии возникают не на пустом месте, и очень многих бед можно избежать, если хорошо понять их причины и постараться заблаговременно их устранить. По сути дела, это будет предупреждением самого появления предпосылок дисграфии, а значит – обеспечением нормального хода речевого развития.

     Почему же так важен этот самый ранний период в развитии ребёнка? За всю психическую деятельность человека, в том числе и за его речь, отвечает головной мозг. Эта деятельность может протекать полноценно лишь при условии нормальной работы мозга. Поэтому когда в дошкольном возрасте мы встречаемся с предпосылками дисграфии у детей, то это уже следствие какой-то гораздо более ранней «катастрофы», которая и привела к повреждению или недоразвитию тех или иных его разделов.

     Головной мозг ребёнка может быть повреждён (пусть даже незначительно) ещё во внутриутробном периоде или во время родов, хотя внешне это проявится гораздо позднее. Нельзя полностью исключить и возможное влияние неблагоприятных наследственных факторов. Поэтому заботу о профилактике дисграфии следует начинать с заботы о состоянии здоровья будущих родителей.

     Учитывая современное состояние нашего общества и наличие у многих молодых людей вредных привычек, необходимо обратить на это специальное внимание. Употребление алкогольных напитков обоими родителями должно быть исключено не менее чем за год до зачатия. То же самое относится и к курению, особенно к курению будущей матери. Ещё до наступления беременности должны быть исключены и профессиональные вредности (работа и радиоактивными и химическими веществами, физические и психические перегрузки, стрессы). Естественно это относится и ко всему периоду беременности женщины.

     Далее, очень важным является сам период беременности и родов. Неблагоприятно сказываются на развитие плода, а значит и головного мозга будущего ребёнка, заболевания матери во время беременности, приём ею различных лекарственных препаратов, токсикозы беременности, попытки её прерывания, физические и психические травмы матери и т. п. При этом очень важно помнить, что нормальное протекание беременности создаёт необходимые предпосылки для нормального протекания родов, и наоборот. Дело в том, что не вполне созревший к моменту родов или повреждённый плод не может полноценно в них участвовать и «не помогает» роженице, что и приводит к необходимости применения разных средств родовспоможения, являющихся далеко не безопасными для дальнейшего развития ребёнка. Нередко такие дети рождаются в асфиксии, с родовыми травмами в области головы, что может приводить к повреждению мозгового вещества и последующей неполноценности развития отдельных мозговых структур. Не вполне чёткая и дифференцированная работа последних нередко впервые обнаруживается лишь в связи с несвоевременным появлением у ребёнка речи или с наличием в ней каких-либо отклонений от нормы. Но это лишь следствие тех причин, которые действовали значительно раньше.

     В плане профилактики каждой будущей маме очень важно понимать следующее. Если сам процесс родов уже фактически не в её власти и она уже не в состоянии предотвратить необходимость тех или иных экстренных мер, то этого нельзя сказать о периоде беременности и предшествующем её наступлению времени, Разумность поведения будущей матери в этот период, продиктованная осознанием огромной ответственности за судьбу будущего ребёнка (а значит во многом и за её собственную судьбу), может свести к минимуму разного рода осложнения в процессе беременности. А благополучное её протекание, обеспечивающее своевременное и полное созревание плода к моменту родов, является в свою очередь важнейшим залогом их нормального хода, не требующего применения каких-либо вспомогательных средств. Вся необходимая разъяснительная работа с беременными проводится в женских консультациях, нужно лишь не отступать от даваемых там рекомендаций.

     Если в самом раннем периоде избежать неприятностей всё же не удалось и ребёнок попал в так называемую «группу риска» (к ней принято относить детей с неблагоприятными условиями внутриутробного развития и осложнённым протеканием родов), то нужно прежде всего тщательно провести рекомендованное врачами лечение. Оно, как правило, имеет своей целью снятие возможных воспалительных явлений в тканях головного мозга и стимулирование его развития. В дальнейшем же необходимо применять и чисто педагогические меры профилактики, заключающиеся в правильном воспитании ребёнка и обеспечении необходимых условий для своевременного и полноценного развития его психических функций.

     Ранняя профилактика дисграфии должна начинаться с младенческого возраста. Проведение её полезно для всех детей, но является совершенно обязательным для детей «группы риска». Правда, у некоторых детей этой группы предпосылок дисграфии может и не оказаться вследствие уже происшедшей компенсации, к которой весьма «склонен» развивающийся головной мозг, однако в отношении них всё же нужно проявлять особую бдительность.

     К мерам ранней профилактики дисграфии относится целенаправленное развитие у ребёнка тех психических функций, достаточная сформированность которых необходима для нормального овладения процессом письма, а именно:

1. Развитие дифференцированного слухового восприятия.

2. Забота о своевременном исчезновении «возрастного косноязычия».

3. Развитие пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза.

4. Обогащение словарного запаса и забота о правильном формировании грамматического строя речи.   

ЧТО ЗНАЧИТ ЧТЕНИЕ ДЛЯ РЕБЕНКА?

В наше время, когда телевизоры с самого раннего возраста и без всяких затруднений отрывают детей от книг, вероятно, не стоит медлить с чтением для ребенка. Где - то во второй половине первого года ребенок начинает принимать активное участие в процессе чтения, вначале лишь пожевывая уголки книги. Вскоре он начинает обращать внимание на слова, которые вы ему читаете (на этой стадии - скорее на звуковой ритм слов, чем на их значение) и на иллюстрации (получая удовольствие от их цвета и формы, но далеко не сразу начиная связывать картинки со знакомыми ему предметами). Для того чтобы у вашего ребенка с ранних лет появилась любовь к чтению, воспользуйтесь следующими советами.

Читайте сами. Хотя родителям маленького ребенка достаточно сложно найти момент для тихого чтения, результат стоит затраченных усилий: ребенок более охотно делает то, что делаете вы сами, а не то, что вы ему говорите. Прочитайте несколько страниц из книги,пока он играет, держите книгу на своем ночном столике, чтобы читать ее перед сном и показывать ребенку: «Это мамина книжка».

Начните собирать детские книги. На полках книжных магазинов стоят тысячи детских книжек. Самыми прочными являются книжки с многослойными картонными страницами, имеющими закругленные углы, которые остаются целыми, даже побывав во рту, и не рвутся, когда их переворачивают детские ручки.

Иллюстрации в книжке должны представлять собой четкие и яркие реалистичные изображения знакомых предметов, таких, как животные, автомобили, игрушки и дети. Картинки не должны быть слишком насыщенными, чтобы ребенок не перегружался информацией после одного короткого взгляда.

Текст, не слишком сложный для восприятия. Стихи - это лучшая возможность привлечь внимание ребенка, когда вы читаете ему вслух, поскольку он слушает для того, чтобы услаждать слух, а не ради понимания, и пройдет еще много месяцев, прежде чем он сможет следить за сюжетной линией. Книжки с одним словом или одной строчкой на странице также хороши, они помогают ребенку расширять словарный запас.

Печатный материал, предназначенный на выброс. Дети любят рассматривать и вертеть в руках журналы с большим количеством цветных иллюстраций, поэтому храните небольшую коллекцию для вашего ребенка. Однако позаботьтесь о том, чтобы ребенок не брал в рот газеты и журналы. В типографской краске содержится большое количество свинца, и попадание краски внутрь очень опасно.

Учитесь читать специально для ребенка. Тон и интонация чтения имеют особое значение для ребенка, поэтому читайте медленно, произнося слова нараспев и ставя в нужном месте ударения. Останавливайтесь на каждой странице для того, чтобы подчеркнуть основную мысль.(«Посмотри на маленького мальчика, упавшего с холма» или «Видишь, как смеется собачка?») или показать ему на животных и людей («Это корова. Коровы говорят «му-у» или «Это ребенок в колыбели - его укачивают, чтобы он уснул»).

Делайте чтение привычкой. Вставьте чтение в распорядок дня - по нескольку минут по крайней мере дважды в день, когда ребенок спокоен, но в то же время внимателен и когда его уже покормили. Перед дневным сном, после обеда, после купания и перед укладыванием в постель на ночь - все это хорошее время для чтения. Но читайте только тогда, когда ребенок восприимчив, не заставляйте его слушать, когда ему хочется поползать на четвереньках или заняться музыкой при помощи двух крышек от кастрюль.

Держите библиотеку открытой. Держите небольшую, быстро обновляющуюся библиотеку прочных детских книжек на полке, специально отведенной для ребенка, откуда он мог бы их достать в любой момент. Порой ребенок, который не хочет садиться и читать с мамой или папой, будет не прочь «почитать» самостоятельно, переворачивая страницы и рассматривая картинки в удобном для себя темпе.

Во время рассматривания картинок в книге задайте ребенку вопросы:

  1. Что изображено на картинке?
  2. О чем, глядя на картинку, захотелось тебе рассказать в первую очередь?
  3. Чем развеселила (огорчила или удивила) тебя сказка?

Как обсуждать с ребенком прочитанное произведение?

  1. Выясните перед чтением или во время чтения трудные слова.
  2. Спросите, понравилось ли произведение. Чем?
  3. Что нового, интересного он узнал?
  4. Попросите ребенка рассказать вам о главном герое, главном событии рассказа, стихотворения.
  5. Как описана природа?
  6. Какие слова и выражения ему запомнились?
  7. Чему научила его книга?
  8. Предложите ребенку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду. 

Советы по развитию памяти у первоклассников 

     Память – это основа психической жизни, основа нашего сознания. Это волшебная шкатулка, которая сохраняет наше прошлое для нашего будущего. Человек без памяти не был бы человеком. Любая простая или сложная деятельность (чтение, письмо или осмысливание собственного поведения) основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти, по крайней мере, несколько секунд. Если бы не было памяти, мы не могли бы понять ни одного предложения, т. к., не успев дочитать до конца, забыли бы его начало. Информация от наших органов чувств была бы бесполезной, если бы память не сохраняла связи между отдельными фактами и событиями.

     Память – высший психический познавательный процесс, посредством которого человек организует и сохраняет свой прошлый опыт, который может быть использован повторно в деятельности.

     Память даёт возможность человеку впитывать опыт предшествующих поколений, приобретать новые знания, умения, навыки. Посредством памяти человек способен: запечатлевать, сохранять, узнавать, воспроизводить свой прошлый опыт.

     В процессе обучения детей в школе педагоги сталкиваются с трудностями усвоения программы некоторыми учащимися. Многие из них с трудом запоминают образ той или иной буквы, цифры, плохо запоминают стихи, долго не могут выучить таблицу умножения и т. д. Одной из причин этих трудностей является плохая память. Чем можно помочь таким детям? Прежде всего, необходимо помнить, что в детском возрасте запоминание происходит в процессе игры, рисования, слушания сказок, их пересказа. Чем больше видов деятельности, в которые ребёнок включает объект, тем легче он его запоминает.

     Необходимо учесть следующие важные моменты:

- чаще спрашивать ребёнка о том, что он помнит – этим мы даём возможность ему понять, что интересуемся его персоной;

- спрашивать ребёнка о прошлых событиях – это позволит ему оценивать события и в определённой степени предполагать, предвидеть будущее;

- фиксировать ребёнка на событиях прошлого – это поможет ему запечатлеть в своём сознании воспоминания об определённом порядке вещей: например, подъём, умывание, завтрак, прогулка и т. д. – и даёт ребёнку чувство безопасности, ощущение стабильности жизни, он приучается контролировать события в своей жизни;

- можно посоветовать родителям «коллекционировать» интересные события – этим они не только разовьют ребёнка, но и сплотят свою семью;

- необходимо быть очень осторожными с телевизором. Детям не рекомендуется смотреть телевизор больше 30-и минут в день. Необходимо следить за тем, чтобы информация, получаемая по телевидению, была разнообразной и познавательной.

     Предлагаем ряд заданий для развития памяти у детей                              

Зад. 1. На столе выставлены 5-6 предметов (игрушек). Ребёнку даётся время их внимательно рассмотреть. Потом предметы убираются. Ребёнок по памяти воспроизводит те предметы, которые были выставлены на столе. Если ребёнок справился с заданием, то количество предметов можно увеличить. Подобную работу можно проводить с картинками.

Зад. 2. Берётся из детского лото несколько картинок, на которых изображены знакомые предметы (4-6). Картинки должны быть одного размера (лучше, если на них будут изображены предметы по тематическим группам: одежда, мебель, посуда и т. д.). Вначале взрослый быстро показывает ребёнку картинки из общей стопки. Затем он раскладывает все приготовленные картинки, а ребёнок должен показать (если сможет, то и назвать) те картинки, которые ему были предъявлены вначале.

Зад. 3. Является усложнённым вариантомзад. 2. Ребёнок должен не только найти картинки, которые ему показывали, но и расположить их в той последовательности, в которой ему показывал взрослый.

Зад. 4. Взрослый выкладывает на столе в определённой последовательности несколько картинок. Затем он называет ряд картинок, а ребёнок должен запомнить названия этих картинок и выбрать их из общего ряда.

Зад. 5. (усложнённый вариант зад. 4.) Ребёнок должен не просто запомнить и выбрать из общего ряда названные взрослым картинки, но и расположить их в том же порядке, в каком они назывались.

Зад. 6. Ребёнок должен внимательно прослушать те слова, которые скажет взрослый, запомнить их, а потом повторить. Сначала даётся три слова, потом – четыре. Постепенно количество слов увеличивается.

Зад. 7. Взрослый предлагает внимательно рассмотреть сюжетную картинку. Затем, перевернув её, ребёнок должен вспомнить и воспроизвести как можно больше отдельных предметов, изображённых на картинке.

Зад. 8. Взрослый произносит ряд словосочетаний (белая ракетка, голубая коляска, красная машина), а ребёнок должен повторить их в заданной последовательности.

Зад. 9. Взрослый показывает ребёнку незаконченные рисунки, а ребёнок должен догадаться, что забыл нарисовать художник (например, у куклы – ногу, у белки – хвост и т. д.).

Зад. 10. На столе раскладываются счётные палочки. Взрослый выкладывает из них фигуры – сначала простые, затем сложные. Ребёнок должен сложить точно такую же фигуру. Задание даётся в порядке возрастающей сложности: а) образец остаётся перед глазами ребёнка; б) образец убирается. Можно эти фигуры выкладывать из кубиков.

Зад. 11. В эту игру можно играть с группой детей или дома всей семьёй. Взрослый называет любое слово, ребёнок повторяет названное слово и добавляет к нему своё. Следующий называет по порядку названные до него слова и добавляет к нему своё слово и т. д. Тот, кто ошибается, выбывает из игры. 

Весёлые пальчиковые игры 

Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. 

Пальчиковые игры могут стать прекрасным средством начального эстетического воспитания. Стихи, которые вы здесь найдете, придуманы для тех, кто охотно воспринимает все новое, кто старается сделать процесс воспитания более разнообразным, интересным и радостным. 

Кроме того, пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами. 

Любые приемы – постукивания подушечками пальцев, растирание, поглаживание основания пальцев, круговые движения по ладоням, легкий массаж предплечья – несут ребенку только здоровье и развитие. 

СТРОИМ ДОМ 

Молотком стучу, стучу,

Сто гвоздей заколочу.

Буду строить дом, дом.

Будем жить в нем, в нем

Постукивать кулачком правой руки по ладони левой руки; ставить поочередно кулачок на кулачок; поднять ладони, соединить пальцы, изображая крышу дома.

 ПОИГРАЕМ В ПАЛЬЧИКИ 

Большаку дрова рубить

А тебе дрова носить

А тебе печь топить

А тебе тесто месить

А малышке песни петь

Песни петь, да плясать

Родных братьев потешать

Загибать по очереди все пальцы на обеих руках. На последние строчки шевелить пальцами обеих рук.

 ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК 

Пальчик-мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел

С этим братцем песни пел,

На первую строчку показать большие пальцы на обеих руках. Затем поочередно соединять их с остальными пальцами.

 ПЯТЬ ПАЛЬЦЕВ 

На моей руке пять пальцев

Пять хватальцев, пять держальцев.

Чтоб строгать и чтоб пилить,

Чтобы брать и чтоб дарить,

Их нетрудно сосчитать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Ритмично сжимать и разжимать кулачки. На счет поочередно загибать пальчики на обеих руках

 ЧЕРЕПАХА 

Черепашка, черепашка

В панцире живет

Высунет головку,

Обратно уберет.

Положить кулачки на стол, высунуть указательные пальцы, убрать обратно.

 ВЫШЛИ ПАЛЬЧИКИ ГУЛЯТЬ 

Вышли пальчики гулять

Раз, два, три, четыре, пять

Вышли пальчики гулять

Раз, два, три, четыре, пять

В домик спрятались опять

Поочередное разгибание пальчиков из кулачков, начиная с большого пальца. Поочередное сгибание пальчиков, начиная с мизинца.

 ДОМ И ВОРОТА 

На поляне дом стоит

Ну а к дому путь закрыт.

Мы ворота открываем,

В этот домик приглашаем.

Соединить пальцы обеих рук под углом друг к другу; большие пальцы поднять вверх, внутреннюю сторону ладоней повернуть к себе; развести ладони в стороны; повторить первое движение.

 ПОКОРМИ ЛОШАДКУ 

Одной рукой я травку рву,

Другой рукой я тоже рву.

Я травкой накормлю коня.

Вот сколько пальцев у меня.

Хватательные движения левой, правой рукой. Вытянуть руки ладонями вверх, показать все пальцы.

 ЗАИНЬКИ 

По лесной лужайке

Разбежались зайки.

Вот какие зайки,

Зайки-побегайки.

Сели зайчики в кружок,

Роют лапкой корешок.

Вот какие зайки,

Зайки-побегайки.

Круговые движения руками, ладони – вниз; «бегать» по столу указательными и средними пальцами обеих рук; руки перед грудью; руки на голове (уши); нарисовать в воздухе кружок, сгибать и разгибать пальцы.

 МЫШКА 

Мышка в норку пробралась

На замочек заперлась.

В дырочку глядит –

Кошка не бежит?

«Шагать» двумя пальцами по столу; соединить пальцы в замочек; сделать колечко и посмотреть в него; поднести правую руку ладонью вниз ко лбу и посмотреть из-под нее.

 СТИРКА 

Мы белье стирали,

В речке полоскали,

Выжали, развесили –

То-то стало весело!

Тереть кулачки друг об друга; движения ладонями вправо – влево; сжимать – разжимать кулачки, имитировать движения развешивания белья; «фонарики».


👁Версия для слабовидящих
👁Обычная версия
Настройки