СЕМЬЯ КАК ПЕРСОНАЛЬНАЯ МИКРОСРЕДА ЖИЗНИ И РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА. НРАВСТВЕННЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ СЕМЬИ
Цель: повышение роли семьи и ее значения в жизни ребенка, формирование психолого-педагогической культуры родителей в области воспитания и взаимодействия с детьми.
Задачи:
создать условия для понимания законными представителями значимости семьи как персональной микросреды жизни и развития ребенка;
расширить представления родителей о нравственных, духовных, культурных, семейных ценностях в современных семьях;
совместно с родителями обсудить причины возникновения проблем в воспитании и возможные способы их решения, показать родителям важность сохранения эмоционального контакта в семье для жизни и развитии ребёнка;
продолжить формирование у родителей установок на сотрудничество со школой.
Классный руководитель:
Слайд 1
– Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада встрече с Вами. Тема нашего собрания «Семья как персональная микросреда жизни и развития ребёнка. Нравственные и культурные ценности семьи».
Что такое семья – понятно всем. Семья – это дом. Семья – это мир, где царят любовь, преданность и самопожертвование. Это одни на всех радости и печали. Это привычки и традиции. А ещё это опора во всех бедах и несчастьях. Это крепость, за стенами которой могут царить лишь любовь и покой. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится и развивается в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй.
У каждого из нас свое представление о семье. Какие ассоциации с этим словом, возникают у вас?
Слайд 2
Если семья – это здание, то какое…
Если семья – это цвет, то какой…
Если семья – это музыка, то какая …
Если семья – это геометрическая фигура, то какая…
Если семья – это настроение, то какое…
Если семья – это блюдо, то какое…
Ответы родителей.
Основная часть.
Классный руководитель:
Согласно Кодексу Республики Беларусь о браке и семье: «Семья – это объединение лиц, связанных между собой моральной и материальной общностью и поддержкой, ведением общего хозяйства, правами и обязанностями, вытекающими из брака, близкого родства, усыновления».
Слайд 3
Предлагаю вашему вниманию известные цитаты о семье и браке:
«Семья – основная ячейка любого общества и любой цивилизации» (Р. Тагор).
«В этом мире единственное настоящее счастье – счастливый брак» (М. Терезия).
«В семейной жизни самый важный винт – это любовь» (А.П. Чехов).
«Семья всегда будет основой общества» (О. де Бальзак).
«Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро» (В.А. Сухомлинский).
«Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей. Главная школа воспитания детей – это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери» (В.А. Сухомлинский).
Известный философ В.М. Розин, отвечая на вопрос «Что дает семья современному человеку?», называет следующие факторы:
1) нормальную жизнь в плане его социального статуса, положения в обществе, жизненных перспектив; он семьянин, его в этой роли уважают и поддерживают;
2) обеспечена и упорядочена его интимная жизнь, он спокоен, здоров телом и духом;
3) в семье человек общается с близкими, понимающими его людьми, что немаловажно для современной жизни;
4) он имеет или надеется иметь детей и, следовательно, одной ногой уже стоит в вечности, отчасти приобщаясь к бессмертию. Пусть сам он, когда придет срок, умрет, но его дети и дети его детей будут продолжать дальше его род;
5) в семье жить легче: вместе легче воспитывать детей, вести хозяйство, справляться с трудностями;
6) только в семье можно пережить такие чувства, как благодарность жене (мужу), ответственность за будущее детей, настоящую родственную связь и ряд других;
7) именно семья – опора в старости, ведь, как известно, старому человеку не меньше, чем молодому, начинающему жизнь, нужны помощь, любовь, поддержка.
Все начинается с семьи. Родители – это первые воспитатели своих детей, воспитание – это основная обязанность родителей. Именно в семье закладываются основы характера и нравственного облика, именно от семьи во многом зависит направление интересов и склонностей детей. Если семью связывают отношения дружбы, любви, доверия, то человек получает огромный положительный заряд для своего нравственного развития. В семье ребенок учится правилам поведения, приобретает знания о том, что хорошо и что плохо, что можно и что нельзя.
Демонстрация и обсуждение видеоролика «Дети – зеркало родителей»https://yandex.by/video/preview/3267794536203411886.
Педагог-психолог:
Главное назначение семьи – воспитание детей. Семья – персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров.
Главные задачи семейного воспитания это:
* гармоническое развитие ребенка;
* забота о здоровье детей;
* помощь в учении;
* трудовое воспитание и помощь в выборе профессии;
* помощь в социализации личности;
* формирование опыта гуманных, эмоционально-нравственных отношений;
* забота об общекультурном и интеллектуальном развитии;
* развитие интересов, склонностей, способностей и творчества;
* подготовка к самовоспитанию и саморазвитию.
Тип семейного воспитания и родительские установки определяют особенности личности и поведения ребенка. В родительской позиции выделяются две важнейшие переменные – эмоциональное принятие и контроль.
От стиля отношения родителей к ребенку зависят воспитательная и эмоциональная функция семьи. Выделяют 4 стиля отношений: от отвержения до любви, от отсутствия контроля до его наличия:
Демократический стиль (принимающий, демократический)
Слайд 4
Родители признают и поощряют растущую самостоятельность своих детей. Отношения теплые. Открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения; допускают изменения своих требований в разумных пределах. Миры взрослого пересекаются, но перекрывают друг друга. Ребенок и взрослый имеют общие интересы, цели, но и свои личные потребности; они равны, уважают друг друга.
Дети при таком стиле воспитания превосходно адаптированы: уверены в себе, у них развит самоконтроль и социальные навыки, они хорошо учатся в школе и обладают высокой самооценкой.
Авторитарный стиль (отвергающий ребенка, деспотичный, враждебный)
Слайд 5
Отношения холодные. Отдают приказания и ждут, что они будут в точности выполнены. Закрыты для постоянного общения с детьми; устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения; позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них. Ребенок «внутри», родитель подавляет ребенка, контролирует всю его жизнь.
Дети, как правило, замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны; девочки обычно остаются пассивными и зависимыми на протяжении подросткового и юношеского возраста; мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными, могут пристраститься к алкоголю, наркотикам, совершать противоправные действия.
Либеральный стиль (бесконтрольный, попустительский)
Слайд 6
Слабо или совсем не регламентируют поведение ребенка; безусловная родительская любовь. Отношения теплые. Открыты для общения с детьми, однако доминирующее направление коммуникации – от ребенка к родителям; детям предоставлен избыток свободы при незначительном руководстве родителей; родители не устанавливают каких-либо ограничений; дети буквально садятся на шею родителям.
Вся жизнь родителя подчинена нуждам и потребностям ребенка, его прихотям, своей жизни родитель не имеет.
Дети склонны к непослушанию и агрессивности, на людях ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе, эгоистичны, самооценка завышена, проявляют неуважение к старшим, а также к родителям; в некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми.
Индифферентный стиль (властный, бессердечный, иногда наблюдается полное безразличие к ребенку)
Слайд 7
Не устанавливают для детей никаких ограничений; безразличны к собственным детям. Закрыты для общения; из-за обремененности собственными проблемами не остается сил на воспитание детей; родители проявляют безразличие к жизни ребенка. Их миры существуют параллельно и не пересекаются, у каждого своя личная жизнь, свои проблемы и неудачи.
Ребенок страдает от недостатка внимания, может привлекать его любыми способами, в т.ч. и отрицательным поведением. Отсутствие любви родителей, интереса к ребенку, вседозволенность приводят к тому, что ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам и проявить склонность к делинквентному (противоправному, преступному) поведению.
Педагог-психолог:
Уважаемые родители, предлагаем вам выполнить следующие задания:
– Возьмите лист бумаги. При каждом сгибе листка вспомните негативное, сказанное или сделанное в адрес ребенка (родители выполняют 1 задание).
– А сейчас начните разгибать лист и с каждым отгибанием вспоминайте, то хорошее, что вы говорили или делали детям (родители выполняют 2 задание).
Педагог-психолог:
– Вы расправили листок, но на нем так и остались линии сгиба. Так же и в душе ребенка на всю жизнь остается обида от непонимания и несправедливости к нему.
Демонстрация и обсуждение видеоролика «ВСЕ о воспитании Ребенка за 5 минут» https://yandex.by/video/preview/14528108413132496077.
Классный руководитель:
Семья! В христианском понимании – это союз мужчины и женщины, основанный не просто на взаимном влечении, страсти или общих интересах, а на стремлении жить вместе и быть «домашней церковью» (Кол 4:15). «Где муж, и жена, и дети в согласии и любви соединены узами добродетели, там посреди Христос», – пишет св. Иоанн Златоуст.
Слайд 8
Выступление священнослужителя «Семья – основа нравственного воспитания ребёнка».
Классный руководитель:
Для всех членов семьи воспитание ребёнка – это кропотливый повседневный труд по формированию культурной, духовно-нравственной, эстетической личности, через передачу культурного наследия, накопленного разными поколениями.
Слайд 9
Семейные ценности и традиции – фундамент крепкой семьи. И чтобы это единение было прочным, очень важно иметь общие ценности, которые являются опорой семьи. А на основе этих ценностей в семье формируются традиции, они могут быть новые, созданные в молодой семье, или передаваться из поколения в поколение. Семейные традиции сплачивают семью. Благодаря им в доме формируется благоприятный психологический климат, добрые взаимоотношения между членами семьи. Учитывая это, задача развития и возрождения традиций должна стать общей для родителей и педагогов. Ведь именно традиции выступают основой духовно-нравственного воспитания детей.
Сегодня на нашем родительском собрании присутствуют семьи (родители), у которых семейные традиции бережно сохраняются и передаются из поколения в поколение.
Выступление родителей.
Классный руководитель:
История семьи тесно переплетается с историей родного края и страны в целом. Вот почему так важно бережно хранить и передавать традиции и обычаи своей семьи.
Педагог-психолог:
Уважаемые родители! Демонстрация следующего видеоролика заставит вас задуматься над вопросом: какой Вы родитель? Какие привычки вырабатываете вы у своих детей? Поговорка гласит: посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу.
Демонстрация и обсуждение видеоролика «Прививка Любви» https://yandex.by/video/preview/17979612616425816296.
Заключительная часть.
Педагог – психолог:
Уважаемые родители, родителем быть сложно и ответственно. Воспитывать детей вовсе не означает с утра до вечера читать им «умные» морали. Надо быть примером для подражания всегда и во всем. Это непросто. Поэтому воспитание детей надо начинать с воспитания самих себя! Дайте возможность вашим детям гордиться своими родителями. И это – самое лучшее воспитание!
Рефлексия:
Слайд 10
У каждого из вас сложилось мнение о нашей сегодняшней встрече. Отразите все, что сегодня вы услышали, если открыли для себя новое в данной теме, на Дереве успеха. В качестве Дерева успеха у нас выступает береза. Береза – солнечное и чистое дерево, приносящее счастье, свет и радость в каждый дом.
– Возьмите листочки. Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый – я всё понял, желтый – надо поразмыслить, красный – мне совсем не понятно.
Каждый родитель закрепляет листочки с соответственным цветом на Дереве успеха.
– Спасибо всем за работу!
Классный руководитель:
Семья – источник радости и счастья,
Любви неиссякаемый родник.
И в ясную погоду и в ненастье
Хранит семья и ценит жизни миг.
Семья – оплот и сила государства,
Хранящая традиции веков.
В семье ребёнок – главное богатство,
Луч света, как маяк для моряков.
Лучи растут, становятся всё ярче
И люди жадно тянутся на свет.
Душа семьи становится богаче,
Когда царят любовь в ней да совет.
Когда царит взаимопониманье,
Тогда весь мир лежит у ваших ног.
Любовь в семье – основа Мирозданья.
Так пусть хранит все наши семьи Бог! (Леонид Гайкевич).
Список использованных источников:
1. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье: с изменениями и дополнениями, внесенными Законом Республики Беларусь от 18 декабря 2019 года. –Минск: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2020. –152 с.
2. Методические материалы «Книги, которые помогают нам понимать своих детей и взаимодействовать с ними» (автор: Чечет Виктор Владимирович): [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2022/02/Chechet-V.V.-Knigi-kotorye-pomogajut-nam-ponimat-svoih-detej-i-vzaimodejstvovat-s-nimi-1.pdf
3. Мартынова, В.В., Погодина, Е.К. Основы семейной жизни // Минск: Нац.ин-т образования, 2021. – 262с.
4. Сухомлинский, В. А. Родительская педагогика / В. А. Сухомлинский. – СПб.: Питер, 2017. – 207 с.
5. Формирование семейных ценностей: игры и тренинги для учащихся и родителей / сост. Г. Г. Моргулец. – Волгоград: Учитель, 2011. – 183 с.
6. Видеоролик «Дети - зеркало родителей» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://yandex.by/video/preview/3267794536203411886
7. Видеоролик «ВСЕ о воспитании Ребенка за 5 минут» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://yandex.by/video/preview/14528108413132496077
8. Видеоролик «Прививка Любви» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://yandex.by/video/preview/17979612616425816296
разгарнуць » / « згарнуць