Проблемное поле
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА:
ВЛИЯНИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ В СЕМЬЕ НА ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
«ЭФФЕКТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ В СЕМЬЕ – ЗАЛОГ УСПЕХА ШКОЛЬНИКА»
Целевая группа – родители учащихся III класса.
Срок проведения занятия: 4-я четверть.
Татьяна Ивановна Мацкевич
классный руководитель,
учитель высшей квалификационной категории
государственного учреждения образования
«Беловежская средняя школа»
Каменецкого района
Эпиграф:
«Единственная настоящая роскошь —
это роскошь человеческого общения».
Антуан де Сент-Экзюпери.
Цель: формирование у родителей навыков продуктивного общения с детьми.
Задачи:
- способствовать повышению педагогической культуры родителей;
- расширять знания родителей об общении;
- показать важность общения родителей со своим ребенком и влияние стиля общения на успешность ребенка в будущем;
- познакомить родителей с приёмами эффективного общения с детьми;
- формирование умения анализировать ситуации, в которых возникают трудности в общении с ребенком.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
Постановка проблемы и её анализ.
Общение – это связь между людьми, в результате которой происходит взаимодействие одного человека с другим. Посредством общения люди организуют различные виды практической и теоретической деятельности, обмениваются информацией, достигают взаимопонимания, вырабатывают целесообразную программу действий, взаимно влияют друг на друга. В процессе общения формируются, проявляются и реализуются межличностные взаимоотношения.
Проблемы общения детей и родителей стали особенно актуальны с развитием информационных технологий. Родители много работают, дети много времени проводят за компьютером. Иногда общение с родителями сводится к минимуму. Этого недостаточно, чтобы понять, как и чем живут дети. Не всегда и не всё говорит ребенок своим родителям, поэтому родители должны понимать и чувствовать своих детей, слушать и слышать их.
Предлагаю сегодня поговорить о нашем общении с детьми и его влиянии на успех школьников.
- Возрастные особенности младшего школьного возраста:
Влияние эффективного общения в семье на всестороннее развитие младшего школьника.
1) Обсуждается эпиграф, формулируется тема.
2) Вопросы для обсуждения.
- Что же такое общение? Насколько важно общение для ребенка?
- Как вы общаетесь с ребенком дома, в семье?
- Какие трудности у вас возникают в общении?
3) Диагностика родителей (Анкетирование родителей: тест «Какой Вы родитель?». [3]
4) Знакомство с результатами диагностики детей. (Анкета для обучающихся «Общение в семье») [4]
«Общение – взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата».
1.1. Особенности физического развития детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст современными учеными определяется как от 6-7 до 9-10 лет. В данном возрасте физическое развитие ребенка, определенный запас представлений о мире, уровень развития речи и мышления, социальное восприятие окружающего мира позволяют начать процесс систематического обучения.
В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни по сравнению с дошкольным возрастом: новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности — учебная деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняется восприятие своего места в системе отношений. Меняются интересы, ценности ребенка, весь его уклад жизни.
С физиологической точки зрения это достаточно тяжелый период — происходит интенсивный физический рост, за счет чего наблюдается дисгармония в физическом развитии (в 6 - 7 летнем возрасте созревание крупных мышц опережает развитие мелких, и поэтому детям легче выполнять сравнительно сильные, размашистые движения, чем те которые требуют большой точности, поэтому дети быстро устают при выполнении мелких движений (письмо), оно опережает нервно-психическое развитие ребенка, что влечет за собой временное ослабление нервной системы (процессы возбуждения все еще превалируют над процессами торможения, что определяет такие характерные особенности младших школьников, что проявляется в повышенной утомляемости, сильной эмоциональной возбудимости и беспокойстве, повышенной потребности в движениях).
1.2. Влияние эффективного общения в семье на всестороннее развитие младшего школьника
Общение ребёнку необходимо как пища. Общение ребёнка с окружающими взрослыми это и условие, и главный источник его психического развития.
Ребёнок овладевает знаниями, умениями, навыками, способами взаимодействия человеческого общества только через взрослого.
А вот дефицит этого общения, ласки и любви нарушают развитие маленького человека. Ведь именно в эмоциональном общении с близкими взрослыми закладываются основы будущей личности.
Современные исследования показывают, что стиль родительского взаимодействия непроизвольно и бессознательно запечатлевается в психике ребёнка в младшем школьном возрасте.
Наиболее распространённой классификацией стилей общения является их деление на следующие стили:
- авторитарный (диктатура), при таком стиле общения родители постоянно используют окрики, физические наказания, требуют высоких достижений, наказывают за неудачи, жёстко контролируют, не интересуются личным мнением ребенка, не признают его права;
- либерально-попустительский (невмешательство), в этом случае родителям безразлично, что делает их ребёнок, как он живёт, позволяют ему делать всё, что он хочет, не накладывают никаких ограничений, не принимают никакого участия в становлении личности;
- демократический (сотрудничество), при таком стиле общения родители ориентированы на личность ребёнка, его активной роли в семье, собственной жизни;
- гиперопека, в этой ситуации родители стараются полностью оградить ребёнка от всех трудностей, выполнять все его желания. Они очень берегут силы ребёнка, так чтобы он не перенапрягался, поэтому делают все его домашние дела за него, боятся за его жизнь и здоровье.
Наиболее эффективным стилем общения является демократический стиль, для которого характерно безусловное принятие ребёнка в любых ситуациях.
Чтобы построить в семье отношения на основе эффективного стиля общения, необходимо знать его особенности. Одна из таких особенностей – способ активного слушания ребёнка. Сущность данного способа заключается в том, сто мы внимательно выслушиваем проблему ребёнка, не оставляем его наедине со своими переживаниями. Во время беседы взрослому необходимо повернуться лицом к ребёнку, глаза при этом должны находиться у них на одном уровне, надо также «выдерживать паузу», а ответы на вопросы должны звучать в утвердительной форме («Ты из-за чего так расстроился?», «Что-то произошло?»). В конце разговора желательно обозначить чувство ребёнка, выражая при этом своё понимание и сочувствие («Я понимаю, тебе было больно, и ты хотела, чтобы я тебя пожалела», «Я вижу, что ты разочаровалась в своих друзьях» и т.п.).
Результаты ведения беседы: во-первых, исчезает или сильно ослабевает отрицательное переживание ребёнка; во-вторых, при активном слушании ребёнок излагает о себе намного больше информации; в-третьих, он сам начинает понимать, как решить проблему.
Изначально применение данного способа трудно и непривычно, но со временем, при овладении навыками общения, «техника» исчезает и «переходит» в искусство общения. Использование данного способа позволяет показать ребёнку, что мы его принимаем безусловно, со всеми его жалобами, сомнениями, отказами.
При общении родителей с ребёнком необходимо сообщать ему о своих чувствах по отношению к той или иной ситуации, поговорить с ним от первого лица. При этом взрослые могут выразить свои отрицательные эмоции, но в необидной форме, что позволит детям лучше понимать их требования. В таком случае по-иному будут разрешаться возникающие семейные конфликты.
Безусловно, лучший вариант – не допускать конфликтных ситуаций. Однако при их возникновении разрешать конфликты необходимо с помощью конструктивного способа. Таким способом разрешения конфликтов является ситуация, когда «выигрывает» и родитель и ребёнок. В основе этого способа разрешения конфликта лежит активное слушаниеи«Я-высказывание». Конфликт разрешается поэтапно. На первом этапе происходит активное выслушивание ребёнка, уточняется, что его затрудняет, что он хочет или не хочет и т.д. («У тебя кружок, и ты не хочешь опаздывать», «Ты считаешь, что я обратился к тебе очень резко, и поэтому не хочешь мне помочь»). Затем рассматриваются различные предложения по вопросу разрешения конфликта («Как нам поступить?», «Что можно сделать в этой ситуации?») и выбирается наиболее приемлемый способ его выполнения. На последнем этапе – выполнение решения, проверка («Как у вас идут дела?», «Всё ли получается?»).
Упражнение «Я-высказывание».
Педагог: Предлагаю вам от теории перейти к практике, то есть потренироваться в умении оформлять свои мысли и чувства в форме «я-высказываний». Попробуйте предложить свои варианты преобразования «ты-высказываний» в «я-высказывания».
(Каждому участнику практического задания выдается карточка с написанными фразами в форме «ты-высказываний» (Приложение 1).
Примеры фраз:
- Ну, когда же ты, наконец, будешь делать домашнее задание вовремя?
- Почему я должна краснеть за тебя в школе?
- Почему ты играешь на компьютере? Ты уже выучил уроки?
- Когда ты вернешься домой?
- Почему у тебя в комнате такой беспорядок?
- Ты опять не убрал за собой посуду? Сколько раз нужно тебе повторять, что после еду посуда убирается в мойку?
(Родители высказывают свои варианты преобразования «ты-высказываний» в «я-высказывания». Педагог фиксирует все на доске (Приложение 2).
Педагог: Вы только что попробовали использовать одну из техник активного слушания. Удостоверились в том, как это не просто. Заметили, что вам хочется задать другие вопросы и прокомментировать, оценить ситуацию. И это совершенно нормально. Давайте теперь попробуем ответить самим себе на такой вопрос: «Что же может дать нам техника активного слушания для общения с ребенком?» (Ответы родителей).
Вопросы родителям:
- Готовы ли вы применять технику активного слушания, и какие вы ожидаете изменения в общении со своим ребенком?
- К чему необходимо стремиться в детско-родительских отношениях?
(Родители высказывают свои мнения. Педагог формулирует вслух вывод).
Вывод:
Самый приемлемый и действенный способ общения между родителями и детьми это партнерство. В семье все должно быть общим: и радость, и слезы, и смех. Совместные переживания, надежды, мечты – все это объединяет и сплачивает семью, укрепляет ее. Ребенок должен равноправно участвовать во всех советах, решениях семьи. И его поведение должно обсуждаться так же. Ограничения и поощрения необходимо обсуждать вместе, где вы и ребенок выскажете свое мнение.
Родителям, стоит помнить о том, что тёплые, партнёрские отношения мамы и папы – это залог эмоционального благополучия ребёнка и важнейшее условие его развития. Очень важно, чтобы в семье каждый мог слушать и слышать другого, уметь искренне выражать свои чувства и эмоции, взаимовыгодно разрешать конфликты и уважать достоинство другого.
Обсуждение в кругу «Безусловная любовь…».
Вопросы родителям:
1. Как вы думаете, как же надо общаться с ребёнком? (Несколько ответов родителей).
Педагог: в первую очередь нужно принять своего ребенка полностью, таким, какой он есть и не забывать говорить ему про то, как вы его любите. С ребенком важно и нужно говорить на равных, тогда и он будет стремиться к общению.
Рекомендую книгу Юлии Борисовны Гиппенрейтер. «Общаться с ребёнком. Как?». В ней вы прочтёте советы и правила общения.
Потребность в любви это одна из основных, базовых потребностей каждого человека, а ее удовлетворение для ребенка условие его нормального, полноценного развития.
- Как же можно выражать свою любовь к ребёнку? (Несколько ответов родителей).
Педагог: Конечно, это и слова любви, и объятия, сказка перед сном, ваш ласковый взгляд, слова поддержки «Я знаю, у тебя все получится!», одобрения «Ты у меня самый хороший, любимый, способный, умный, красивый!», признания «Ты мне очень нужен, ты мне очень дорог!».
3. Как Вы выражаете своё недовольство ребёнком?
Кричите на него? Ставите в угол? Или спокойно объясняете свое недовольство, объясняет свои чувства по поводу его поведения. И предлагаете альтернативу «плохому» поведению?!
Ведь если мы кричим на ребенка, шлепаем, и даже критикуем, он делает свой собственный маленький вывод: «Меня не любят». И как потом он будет доверять людям, близким, миру…
Тест «Какой вы родитель?».
Предлагаю выполнить тест «Какой вы родитель?» (Приложение 3).
Рекомендации родителям:
- Изучить особенности своего ребёнка. Признавать и утверждать чувство собственного «Я» ребенка. Подчёркивать его значимость.
- Не стремиться к тому, чтобы управлять жизнью ребёнка. Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется сам. Чаще прислушиваться к советам ребёнка, учиться у него, объединять свои усилия с его усилиями. Поддерживать в нем чувство его самоценности и уникальности.
- Выработать единый подход по отношению к ребёнку, несмотря на невероятное присутствие различных стилей общения в семье среди взрослых.
- Не вести общение друг с другом по стандартному «конфликтному сценарию» и употреблять при этом «запрещённые» фразы типа: отстань от меня…, ну что ты за человек…,ты бы лучше… и т. п.
- Чаще употреблять в семейном общении доброжелательные, эмоциональные выражения.
- Постараться использовать в процессе общения с детьми компоненты культуры эффективного общения: безусловное принятие, любовь, уважение, веру, справедливость, отзывчивость.
- Устанавливать с детьми доверительные, искренние отношения. Использовать при этом улыбку, доброжелательный тон, ласковое прикосновение, активное слушание, конструктивный способ разрешения конфликтной ситуации.
- Правильно и умело общаться с ребёнком: стараться понять и принять его. Использовать в повседневном общении приветливые фразы.
- Избегать повелительного наклонения, оскорбительного общения, не повышать голос, ничего не заставлять делать насильно, не читать марали.
- Проявлять к ребёнку интерес, сопереживать ему и ценить его, быть соучастником всякой его деятельности. Разделять с ним ответственность за результаты.
- Бережно прикасаться к внутреннему миру ребёнка, показать ему, что он дорог и важен для вас.
Педагог: Успешность каждого человека зависит от психологического благополучия той среды, в которой он вырос, живёт, а также от эмоционального багажа, накопленного в детстве. Я подготовила для вас буклет «Эффективное общение в семье – залог успеха школьника», который содержит QR- код с ссылкой на книгу Ю. Б. Гиппенрейтер. «Общаться с ребёнком. Как?».
Наша встреча подошла к концу, но прежде чем закончить занятие просмотрим видеоролик «Китайская притча “Ладная семья”»
(ссылка для просмотра https://youtu.be/VzxPRiz_LGo или QR- код).
Методические указания.
Предварительная подготовка: перед занятием подготовить листы с тестами «Какой вы родитель?» для каждого участника (Приложение 4), распечатать примерные фразы для упражнения «Я-высказывание» для каждого участника практического задания (Приложение 2), распечатать фразы «Я-высказывание» для доски (Приложение 3), распечатать буклеты для родителей, иллюстрацию для приёма «Ассоциации» (Приложение 1).
Оборудование: телевизор (ноутбук или компьютер), доска, листы бумаги по количеству групп, ручки (маркеры).
Материалы: видеороликкитайская притча «Ладная семья»
(ссылка – https://youtu.be/VzxPRiz_LGo).
Буклеты «Эффективное общение в семье – залог успеха школьника».
Рекомендуемые формы организации: занятие-практикум, лекция с элементами тренинга, беседа с элементами тренинга.
Методы работы: упражнения, беседа, дискуссия, тестирование.
Форма сотрудничества: групповая, коллективная.
Рефлексия.
1-й вариант.
Приём «Чемодан».
- Что возьмёте себе на заметку и в практику общения со своим ребенком?
2-й вариант.
Дополни предложение: «Мой ребёнок будет успешным, если я…».
Список использованных источников:
- Генератор QR– кодов [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://qr-online.ru/ – Дата доступа: 22.03.22.
- Гиппенрейтер, Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?». [Электронный ресурс] ‑ Режим доступа: https://cbt-perm.ru/upload/iblock/72d/72ddf331d1c288adac44bc45f00e56bd.pdf – Дата доступа: 22.03.22.
- Дереклеева, Н.И. Родительские собрания. Начальная школа. 1-4 классы / Н.И. Дереклеева. – М.: ВАКО, 2004, -252 с.
- Консультация «Стили общения» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.detsad179.ru/sovety-roditeljam/konsultacija-stili-obschenija-roditelei-i-detei.html – Дата доступа: 23.03.22.
- Осипова М.П., Бутрим Г.А. Работа с родителями: Пособие для учителей начальных классов общеобразовательных учреждений/ М.П. Осипова, Г.А. Бутрим – Мн., Экоперспектива, 2003, – 480 с.
- Тренинг для родителей «Общаться с ребенком. Как?» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://infourok.ru/trening-dlya-roditelej-obshatsya-s-rebenkom-kak-4229979.html – Дата доступа: 22.03.22.
- Электронная библиотека [Электронный ресурс] Режим доступа: http://psychlib.ru/index.php– Дата доступа: 23.03.22.
Приложение 1.
Фразы для упражнения «Я-высказывание»
- Ну, когда же ты, наконец, будешь делать домашнее задание вовремя?
- Почему я должна краснеть за тебя в школе?
- Почему ты играешь на компьютере? Ты уже выучил уроки?
- Когда ты вернешься домой?
- Почему у тебя в комнате такой беспорядок?
- Ты опять не убрал за собой посуду? Сколько раз нужно тебе повторять, что после еду посуда убирается в мойку?
Приложение 2.
Фразы для вывешивания на доску в упражнении «Я-высказывание».
Ну, когда же ты, наконец, будешь делать домашнее задание вовремя?
|
Меня беспокоит, что домашнее задание до сих пор не сделано. Я начинаю нервничать. Я хочу, чтобы уроки выполнялись до 8 часов вечера.
|
Почему я должна краснеть за тебя в школе?
|
Я очень расстроилась сегодня, посмотрев журнал в школе.
|
Почему ты опять играешь на компьютере? Ты уже выучил уроки?
|
Когда я вижу, что ты вместо выполнения домашнего задания играешь на компьютере, я не знаю, как на это реагировать.
|
Когда ты вернешься домой?
|
Я волнуюсь за тебя, и для меня очень важно знать, что ты доберешься домой в полной безопасности.
|
Почему у тебя в комнате такой беспорядок?
|
Мне было бы приятно осознать, что у меня такой аккуратный сын.
|
Ты опять не убрал за собой посуду? Сколько раз нужно тебе повторять, что после еды посуда убирается в мойку.
|
Я расстраиваюсь, когда вижу грязную посуду на столе, мне это обидно, я хочу, чтобы после еды посуда убиралась в мойку.
|
Приложение 3.
Тест «Какой Вы родитель?».
Родителям предлагается выбрать из перечисленных фраз те, которые наиболее часто употребляются ими в общении с детьми (не для обсуждения):
- Сколько раз тебе повторять!
- Посоветуй мне, пожалуйста.
- Не знаю, что бы я без тебя делала?!
- И в кого ты такой уродился?!
- Какие у тебя замечательные друзья!
- Ну, на кого ты похожа?!
- Я в твое время!
- Ты моя опора и помощница (к)!
- Ну, что за друзья у тебя?!
- О чем ты только думаешь?!
- Какая ты у меня умница!
- А как ты считаешь, сынок (доченька)?
- У всех дети как дети, а ты?
- Какой ты у меня сообразительный (ая)!
После сделанного выбора родителям называются баллы оценки данных фраз:
№ вопроса
|
балл
|
№ вопроса
|
балл
|
1
|
2
|
8
|
1
|
2
|
1
|
9
|
2
|
3
|
1
|
10
|
2
|
4
|
1
|
11
|
1
|
5
|
1
|
12
|
1
|
6
|
2
|
13
|
2
|
7
|
2
|
14
|
1
|
Каждый родитель подсчитывает сумму баллов оценки избранных фраз.
Сообщаются оценочные суждения:
5–8 баллов – вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит Вас.
Ваши отношения способствуют становлению его личности.
9–10 баллов – вы непоследовательны в общении с ребенком.
11–12 баллов – вам необходимо быть с ребенком более внимательным.
Вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви.
13–14 баллов – вы и сами чувствуете, что идёте по неверному пути. Между вами и ребенком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему больше внимания, прислушивайтесь к его словам.
Приложение 4.
Анкета для обучающихся «Общение в семье»
1. Когда ты не слушаешься родителей, они чаще всего:
а) кричат на тебя;
б) пытаются убедить, уговорить;
в) обижаются и ждут твоей реакции;
г) не обращают на тебя внимания;
д) могут ударить;
е) пытаются объяснить, что ты не прав;
ж) другое ___________________________________.
2. Часто ли в стрессовом состоянии родители могут проявить агрессию по отношению к тебе?
а) да, часто;
б) иногда;
в) трудно сказать;
г) никогда;
д) другое ___________________________________.
3. Укажи причины, которые, на твой взгляд, наиболее часто вызывают гнев родителей:
а) стремление тебя воспитать;
б) «разрядка» их стрессовой ситуации (не зависящей от твоего поведения);
в) ссора родителей,
г) когда ты чего-то просишь;
д) когда огорчаешь родителей;
е) желание убедить тебя в своей точке зрения;
ж) не можешь объяснить;
з) другое ___________________________________.
4. Как часто у родителей появляется желание похвалить тебя, обнять?
а) часто;
б) редко;
в) никогда;
г) трудно сказать;
д) другое ___________________________________;
Или наоборот, избить тебя, выгнать из дома, запереть в комнате и т. п.:
а) часто;
б) редко;
в) никогда;
г) трудно сказать;
д) другое ___________________________________.
5. При тяжёлых провинностях, какой вид наказания выбирает
мать: _______________________ отец: _______________________
6. Опиши ситуацию радости, праздника в доме: _______________
разгарнуць » / « згарнуць